Рабочая программа воспитания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. АЗИАТСКАЯ
624310, Свердловская область, г. Кушва, пос. Азиатская, ул. Стадионная, 1б
тел. (34344) 2-40-04 ИНН/КПП 6620007102/668101001
Принята на заседании
Педагогического совета
МАОУ СОШ пос. Азиатская
Протокол №4 от 23.06.2023

Утверждена:
Директор _______Н.М. Шерстобитова
Приказ №50-д от 23.06.2023

Рассмотрена и согласована
на заседании
Родительского совета
МАОУ СОШ пос. Азиатская
Протокол №1 от 22.06.2023
Рассмотрена и согласована
на заседании
Ученического совета
МАОУ СОШ пос. Азиатская
Протокол №1 от 22.06.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной
школы пос. Азиатская

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Целевой раздел
3. Содержательный раздел
3.1. Уклад образовательной организации
3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
4. Организационный раздел
4.1. Кадровое обеспечение
4.2. Нормативно-методическое обеспечение
4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся
4.5. Анализ воспитательного процесса

2

3
3
8
8
10
15
15
15
15
16
16

1. Пояснительная записка.
1.1. Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ пос. Азиатская (далее – образовательная
организация) разработана в соответствии с федеральной рабочей программой воспитания.
1.2. Рабочая программа воспитания (далее – программа воспитания):
предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в
образовательной организации;
разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных
представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с
семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.
1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
2. Целевой раздел.
2.1. Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
2.2. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
2.3. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
2.4. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО.
3

2.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
2.6. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей
и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
2.7. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с
ФГОС НОО и ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности.
3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов
России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских
семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства.
5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды.
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования
с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
2.8. Целевые ориентиры результатов воспитания.
4

Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО и ООП ООО
установлены ФГОС НОО и ФГОС ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть
направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС
НОО и ФГОС ООО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания
обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
2.8.1. Гражданско-патриотическое воспитание (1-4 классы):
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине России, её территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий
уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины - России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе,
гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.
Гражданское воспитание (5-9 классы):
знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность)
в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе,
в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других
людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
2.8.2. Патриотическое воспитание (5-9 классы):
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов
России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной
стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в
прошлом и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
2.8.3. Духовно-нравственное воспитание (1-4 классы):
5

уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям,
уважающий старших;
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского
языка, проявляющий интерес к чтению.
Духовно-нравственное воспитание (5-9 классы):
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный
на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных ценностей и норм
с учётом осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания
детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части
духовной культуры своего народа, российского общества.
2.8.4. Эстетическое воспитание (1-4 классы):
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве
людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве.
Эстетическое воспитание (5-9 классы):
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения
в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
2.8.5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (1-4 классы):
6

бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения
в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (5-9 классы):
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения,
в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и
психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
2.8.6. Трудовое воспитание (1-4 классы):
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Трудовое воспитание (5-9 классы):
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.
2.8.7. Экологическое воспитание (1-4 классы):
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих
вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
7

Экологическое воспитание (5-9 классы):
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе; ориентированный
на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области
охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
2.8.8. Ценности научного познания (1-4 классы):
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях знания.
Ценности научного познания (5-9 классы):
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
3. Содержательный раздел.
3.1. Уклад образовательной организации.
3.1.1. МАОУ СОШ пос. Азиатская является сельской малокомплектной школой. Особенностью школы является обучение учащихся в классах-комплектах, обучение на двух уровнях
образования (начальное общее образование и основное общее образование), а также функционирование дошкольной разновозрастной группы на базе школы.
3.1.2. Основные вехи истории образовательной организации.
Образовательная организация была создана в 1935 году. Основанием образования школы
было развитие лесозаготовительной промышленности поселка, увеличение численности
населения. Изначально в поселке была открыта начальная школа. После Великой Отечественной войны в 1953 году школа была преобразована в семилетнюю и в 1961 году в восьмилетнюю, а в 1966 году произошла реорганизация в среднюю общеобразовательную
школу. В 1988 году в поселке было построено новое двухэтажное здание, создана материально-техническая база для проведения учебно-воспитательного процесса, оборудованы кабинеты, спортивный зал, столовая и просторная библиотека. В настоящее время образовательная организация функционирует в этом здании.
3.1.3. Деятели в истории образовательной организации.
Покровский Георгий Иванович, учитель географии, приехал по распределению в школу и
проработал в ней более 47 лет. Георгий Иванович являлся основоположником педагогической династии: его сноха Покровская Галина Степановна, учитель истории и обществознания, внучка Покровская Татьяна Александровна, учитель географии, в настоящее время работают в сфере образования, имеют значительные достижения, награды в обучении и воспитании подрастающего поколения.
8

Смирнова Тамара Гавриловна, учитель русского языка и литературы, всю жизнь посвятила
народному образованию.
Михайлова Галина Алексеевна, первый учитель не одного десятка малышей, пришедших в
школу.
Петрова Валентина Николаевна, бессменный руководитель в лице директора школы, посвятившая 43 года развитию образования в поселке. Она являлась авторитетным, серьезным,
справедливым и корректным руководителем. Пользовалась авторитетом и большим уважением у жителей поселка. Имела награды: нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», грамоты, благодарности.
Гусейнова Галина Константиновна, учитель русского языка и литературы, и Лазарчук Антонина Пантелеевна, учитель химии и биологии, являются ветеранами педагогического
труда.
3.1.4. Цель образовательной организации в самосознании её педагогического коллектива.
Цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
3.1.5. Наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия в образовательной организации, составляющие основу воспитательной системы.
Основными традициями воспитания в школе является следующее:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение;
- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась его
роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель.
3.1.6. Социальные партнёры образовательной организации.
Социальными партнерами являются:
- Муниципальное автономное учреждение Кушвинского городского округа «Кушвинский
краеведческий музей»;
- Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно- информационный центр Кушвинского городского округа;
- Центр Досуга поселок Станция Азиатская;
- Азиатская сельская библиотека № 3;
- Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского
творчества;
- Межмуниципальный отдел МВД России "Кушвинский";
- 46-й Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Свердловской области
г. Кушва;
- Территориальная комиссия города Кушвы по делам несовершеннолетних и защите их
прав.
9

3.1.7. Значимые для воспитания проекты и программы.
В образовательной организации постоянно действуют детские объединения: отряд юных
инспекторов дорожного движения, дружина юных пожарных (отряд юных спасателей). На
базе школы действует первичное отделением Российского движения детей и молодежи.
3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
3.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе представляются по модулям. В модуле описываются виды, формы и содержание воспитательной работы. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями,
средствами, возможностями воспитания.
3.2.2. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками
и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
3.2.3. Модуль «Внеурочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:
курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военно- патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;
курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности;
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров;
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
3.2.4. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных
делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных
дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
10

способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и
внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких
правил поведения в образовательной организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и другие), совместный
поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование
единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом,
помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении
вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.
3.2.5. Модуль «Основные школьные дела».
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы; участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России,
мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов
в образовательной организации, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за
участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей местности;
праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями,
проводимые для жителей населенного пункта и совместно с семьями обучающихся;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу
гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов,
с педагогическими работниками и другими взрослыми.
3.2.6. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
11

общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнёрами образовательной организации;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие
и другие), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе
которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
3.2.7. Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского
государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с
изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев
и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона,
местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской
Федерации;
оформление и обновление стендов в помещениях, содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско- патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов
и обучающихся и другие;
разработка и популяризация символики образовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другие), используемой как повседневно, так и в
торжественные моменты;
подготовка и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с
работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при образовательной организации;
разработка, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных
и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;
12

разработка и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
разработка и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и других), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся
с особыми образовательными потребностями.
3.2.8. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями).
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает:
создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации,
классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в управляющем совете образовательной
организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по
вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и
воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей,
социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться
опытом;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных
нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной
организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и
общешкольных мероприятий;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
3.2.9. Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательной
организации предусматривает:
организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся
или других), избранных обучающимися;
представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе
управления образовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся;
участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и
реализации программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе
воспитательной деятельности в образовательной организации.
3.2.10. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации
предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды с целью обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другие);
13

проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и других);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной организации
и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские
и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности,
гражданской обороне и другие);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия), испытания себя (походы,
спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и другой);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления,
расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся
(оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и других);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
3.2.11. Модуль «Социальное партнерство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает:
участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности.
3.2.12. Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие
знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования.
14

4. Организационный раздел.
4.1. Кадровое обеспечение.
Программа воспитания реализуется всем педагогическим коллективом: заместитель директора по УВР, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.
Ключевую роль в реализации программы играют советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, классный руководитель.
Для проведения профилактических мероприятий привлекаются специалисты Межмуниципального отдела МВД России "Кушвинский", 46-го Пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного
управления МЧС России по Свердловской области г. Кушва.
4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Нормативно-методическим обеспечением реализации программы воспитания являются:
- должностные инструкции классного руководителя, учителей, заместителя директора, директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, педагога дополнительного образования;
- правила внутреннего распорядка обучающихся;
- план внутришкольного контроля;
- положение о школьном спортивном клубе;
- положение об Ученическом совете;
- образовательные программы.
4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями.
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные
потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, — создаются особые условия.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности
и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах
обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде,
развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его
развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях
группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех
участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
15

4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности
обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и
поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении,
проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное
следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при
выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных
и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную
активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной
успешности: рейтинги, благотворительная поддержка, награждение грамотами.
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в
чём-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, раз-личных форм
совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке
нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работни-ков.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности.
4.5. Анализ воспитательного процесса.
4.5.1. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях
начального общего образования и основного общего образования, установленными ФГОС
НОО и ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения.
4.5.2. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения,
отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
16

развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников
(знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного
социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
4.5.3. Основные направления анализа воспитательного процесса.
Основными направлениями анализа воспитательного процесса, организуемого в школе, являются следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора
по УВР с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета
школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по УВР, классными руководителями и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и педагогических работников являются быть беседы с обучающимися
и их родителями, педагогическими работниками, при необходимости – их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
качеством существующего в школе ученического самоуправления;
качеством функционирующих на базе школы детских объединений;
качеством профориентационной работы школы;
качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
4.5.4. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых
предстоит работать педагогическому коллективу.
4.5.5. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по учебно-воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитанию
и взаимодействию с детскими общественными объединениями) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.

17


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».