Программа Театральная студия

Управление образования Кушвинского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. АЗИАТСКАЯ
Принята на заседании
педагогического совета
МАОУ СОШ пос. Азиатская
Протокол №4 от 23.06.2023

Утверждена:
Директор ___________ Н.М. Шерстобитова
Приказ №50-д от 23.06.2023

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театральная студия»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 3 года обучения

Автор-составитель:
Мешалова Анастасия Константиновна,
Гилёва Алёна Юрьевна
педагоги дополнительного образования

г. Кушва
2023 год

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………………….. 3
1.2. Цель и задачи программы ……………………………………………………….………. 5
1.3. Содержание программы …………………………………………………………………. 6
1.4. Планируемые результаты ……………………………………………………………….. 15
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график …………………………………………………………… 17
2.2. Условия реализации программы ………………………………………………………… 17
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы ……………………………………………. 19
3. Список литературы …………………………………………………………………………. 20

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы:
программа художественной направленности.
Актуальность программы:
Программа соответствует следующим нормативным правовым актам и государственным
программным документам:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.
Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей
жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет
любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая
огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности
проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе,
трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность
3

к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед
зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка,
раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя,
которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам
свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические
возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои
и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся
четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать
окружающий мир. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность, значимость, педагогическую целесообразность реализации данной программы.
Отличительные особенности данной программы:
Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена на полихудожественное развитие личности, т.е. личности, обладающей развитым воображением,
творческой активностью, ассоциативно-образным мышлением, осознанным стремлением к
освоению всего многообразия человеческой культуры, способностями к самореализации,
умениями публично выступать и многими другими качествами и способностями, необходимыми как для театрально-творческой деятельности, так и для жизни в целом.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 7-17 лет:
- средняя группа (7-11 лет)
- старшая группа (12-17 лет)
Условия набора: набор детей в объединение осуществляется без конкурса, без предъявления требований к уровню образованности и способностям. Состав группы может быть, как
постоянным, так и переменным, для достижения поставленных задач группы целесообразно формировать разновозрастными. Наполняемость групп определяется в соответствии
с уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом.
Количество учащихся: в группе 8-15 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю:
- средняя группа (7-11 лет) – 4 часа
- старшая группа (12-17 лет) – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа для каждой группы.
Объем программы:
- средняя группа (7-11 лет) – 140 часов в год, весь период обучения – 420 часов.
- старшая группа (12-17 лет) – 140 часов, весь период обучения – 420 часов.
Сроки освоения программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения:
1 год обучения: 140 часов в год (стартовый уровень),
2 год обучения: 140 часов в год (базовый уровень),
4

3 год обучения: 140 часов в год (базовый уровень).
Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации программы – традиционная модель. Реализация программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение нескольких лет
обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм обучения:
групповая.
Перечень форм подведения итогов реализации программы:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в форме теоретического
диалога и практической отработки.
Итоговый контроль реализуется в форме показа спектакля.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для успешной самореализации учащихся и раскрытия
их природных творческих способностей средствами театрального искусства.
Задачи программы
Обучающее:
1) обучить владению речевым аппаратом и умению его рационально использовать;
2) обучить навыкам актерского мастерства;
3) обучить навыкам сценического перевоплощения, сценической речи и движения;
4) получить знания об истории развития театра;
5) получить знания о жанрах театрального искусства;
6) обучить творческому использованию полученных умений и практических навыков.
Развивающие:
1) развить творческие способности: выразительность, раскрепощенность;
2) развить фантазию, воображение, логическое мышление, речь;
3) развить произвольное внимание;
4) развить коммуникативные качества;
5) развить способности к творческой самореализации,
6) развить навыки самостоятельного образного мышления, творческой инициативы;
7) освободить от психофизических зажимов.
Воспитательные:
1) воспитать культуру межличностных отношений;
2) сформировать навыки общения и поведения в соответствии с общепринятыми моральными и социальными нормами;
3) сформировать способность работать в коллективе и принимать общие правила;
4) сформировать личностные качества самостоятельного человека, готового к нестандартным решениям и поиску новых идей.

5

1.3. Содержание программы
Содержание программы отражается в учебном плане. Программа содержит перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные (теоретические и
практические виды занятий).
Учебно-тематический план 1 года обучения (стартовый уровень)
Цель:
развитие природных творческих способностей учащихся средствами театрального искусства для успешной самореализации.
Задачи:
Обучающие:
обучить владению речевым аппаратом и умению его рационально использовать;
обучить владению авторским словом, его содержательной, действенной, стилевой
природой;
научить самостоятельно, работать над исправлением индивидуальных недостатков
дыхания, артикуляции и дикции;
обучить навыку исполнения сценических этюдов;
обучить творческому использованию полученных умений и практических навыков.
Развивающие:
развить звучный, гибкий голос и умение владеть им;
развить навыки самостоятельного образного мышления, творческой инициативы;
освободить от психофизических зажимов;
формировать первоначальные представления о средствах актёрской выразительности;
формировать первоначальные навыки сценических выступлений;
развить умение критически оценивать свою работу и работу своих товарищей;
развить личностные качества (память, внимание, воображение, активная личностная позиция);
развить коммуникативные качества.
Воспитательные:
сформировать художественный вкус;
способствовать повышению самооценки и уверенности в себе;
воспитывать навыки коллективного творчества;
сформировать способность работать в коллективе и принимать общие правила;
воспитывать уважительное отношение к языковым традициям и культуре.
№
п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов
Всего
Теория
Практика

1.

Введение в программу

2

1

1

2.

Актерский тренинг. Театр
как вид искусства

8

3

5

3.

Преодоление мышечных зажимов и неблагоприятных
сценических условий

8

3

5

6

Форма аттестации/ контроля
Теоретический диалог
Теоретический диалог,
практическая
отработка
Теоретический диалог,
практическая
отработка

4.

Развитие восприятия и
наблюдательности

12

5

7

5.

Развитие артистической смелости и непосредственности

8

4

4

6.

Беседы о театре

9

8

1

7.

Сценическая практика

92

36

56

8.

Промежуточная аттестация
Итого

1
140

60

1
80

Теоретический диалог,
практическая
отработка
Теоретический диалог,
практическая
отработка
Теоретический диалог,
игра
Теоретический диалог,
практическая
отработка
Спектакль

Содержание 1 года обучения
Тема 1. Введение в программу
Теория: Инструктаж: правила техники безопасности и правила поведения на занятиях.
Практика: «Мы – зрители» Знакомство с педагогом и друг с другом; выполнение пластических и речевых упражнений («Дракончик», «Самовар», «Деревья», «Кошачья разминка»).
Тема 2. Актерский тренинг. Театр как вид искусства.
Теория: Понятие «театр».
Беседа «Знакомство с видами театрального искусства». Понятие «творческое воображение», активная и пассивная форма творческого воображения. Понятие «творческая свобода», смелость, решительность и непосредственность в выполнении сценических задач.
Практика: Формирование принципов коллективной творческой работы; выполнение упражнений: «Школа разведчиков», «Кошачья разминка» (на пластику); выполнение упражнений: «Чучело», «Дракончики», «Волны», «Деревья», «Самовар», «Чайник».
Настройка к действию: ассоциативные упражнения на развитие воображения. Упражнения
на развитие внимания и творческой фантазии «Что вижу?», «Что слышу?». Упражнения на
развитие внимания и творческой фантазии «Что чувствую?». Упражнения на активную и
пассивную форму воображения. Упражнения на творческую свободу; упражнения на коллективную творческую работу. Игра «Молекулы», упражнение «Мельница».
Наблюдения за животными: домашние, дикие животные, морские животные. Самостоятельная форма коллективной творческой работы на заданную тему («Времена года»).
Тема 3. Преодоление мышечных зажимов и неблагоприятных сценических условий
Теория: Правда переживаний.
Выразительность бессловесного поведения (действия) человека.
Понятие «действие».
Общие сведения о строении человеческого тела, понятия -мышцы, мышечные зажимы. Понятия - внимание, произвольное и непроизвольное внимание.
Практика: выполнение упражнений на концентрацию внимания; упражнения на снятие мышечных блокировок: «Каменный человек», «Пластилиновый человек»; упражнения на снятие мышечных зажимов: «Железный человек», «Воздушный человек»; упражнения: «На
слом доминанты», «Тростинка»; выполнение упражнений на концентрацию внимания: «Ра7

диолокаторы», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»; упражнения на эмоциональную выразительность; игра «добрый-злой»; чтение текста при внешних помехах; чтение текста с различной эмоциональность; упражнение на расслабление мышц; игра «Брось свое тело»; игра
«Царевна Несмеяна», (не рассмеяться); игра «Комплименты»; упражнения на координацию
и внимание «самурай»; игра на внимание «пиф-паф»; упражнения на внимание и координацию с мячами; упражнение с мячами на определение сильной доли; игра «марионетки»;
упражнение «пластичные руки»; игра «веер»; игра «ожившие предметы»;
упражнения «Публичное одиночество».
Тема 4. Развитие восприятия и наблюдательности.
Теория: Понятия: Театр. Театральный цех, труппа, режиссёр, драматург, художник, композитор хореограф.
Практика:
Экскурсия по театральным цехам;
Я – сценарист. Сочинение истории;
Я – режиссер. Перевод истории в этюд;
Я – режиссер. Перевод истории в игровое пространство;
Я – режиссер, я актер;
Работа в роли режиссера в парном этюде;
Творческая встреча с представителем театральной профессии;
Я – режиссер и художник;
Работа в роли режиссера в групповом этюде;
Работа в роли художника - сценографа в групповом этюде.
Тема 5. Развитие артистической смелости и непосредственности.
Теория: Процесс творчества контролируется чувством правды артиста. Чем тоньше и совершеннее ощущение правды, тем взыскательнее он к себе, тем больших результатов достигает в искусстве. Чувство правды — важнейшее свойство артистического дарования.
Но, как бы не были высоки требования актера к самому себе и своему искусству, он должен
примириться с мыслью, что нельзя всю роль от начала до конца провести на одном лишь
подлинном переживании, нигде не отступая от правды. Моменты «истины страстей» неизбежно будут чередоваться с «правдоподобием чувств», с элементами представления и даже
ремесла. В момент творчества актер всегда балансирует на грани правды и лжи. И дело не
в том, чтобы никогда не отклоняться от правды, а чтобы уметь, как верно учит Станиславский, использовать ложь для корректирования своего поведения и утверждения себя на позициях правды.
Практика:
игра на внимание «пиф-паф»;
упражнения на внимание и координацию с мячами;
упражнение с мячами на определение сильной доли;
игра «марионетки»;
упражнение «пластичные руки»;
игра «веер»;
игра «ожившие предметы»;
упражнения «Публичное одиночество».
Тема 6. Беседы о театре.
Теория: Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место
для зрелища и само зрелище. Театральное искусство возникло давно и развивалось вместе
с жизнью самого человечества. Один из главных элементов театрального искусства – игра.
С неё всё и началось. Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В
этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. Их выражали
8

не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда ещё не понимали.
Одним из наиболее важных средств достижения успеха в деле считалось волшебство. Оно
состояло в том, что перед каким-нибудь действием, трудом разыгрывалась мимическая
сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Участники обрядовых игр
использовали сложную пантомиму, сопровождая её музыкой, танцами, песнями. Местом
рождения театра можно считать Древнюю Грецию. Древние театры были открытыми и достигали огромных размеров, они могли вмещать до 44 тысяч человек. Актёры пользовались
в Греции большим почётом. Они должны были уметь петь, танцевать, владеть искусством
слова.
Обрядовое происхождение театра
Греческий театр
Театр Средних веков
Театр Эпохи Просвещения
Практика: Тематическая игра «Что? Где? Когда?»
Тема 7 Сценическая практика.
Теория: Правдивость, правда – один из важнейших моментов в теории Станиславского. Ни
актёр, ни режиссёр не в состоянии изобразить что бы ни было лучше, чем то существует в
природе, в жизни, в реальности. Природа – главный художник, она же – инструмент.
Именно её необходимо использовать. На сцене нужно не играть роль, а жить ею.
Практика: Создание этюдов правдоподобного, «органического» существования.
Этюд «Зеркало», «Тень», «Человек-предмет».
Тема 8. Промежуточная аттестация.
Спектакль.
Учебно-тематический план 2 года обучения (базовый уровень)
Цель:
развитие природных творческих способностей учащихся средствами театрального искусства для успешной самореализации.
Задачи:
Обучающие:
овладеть речью в движении;
овладеть темпо-ритмом речи;
обучить дополнительным навыкам преодоления мышечных зажимов, правильного дыхания, свободы сценического жеста;
сформировать представления об алгоритме работы над художественным текстом;
обучить умению передавать мелодику речи, искусству тембрирования в соответствии со
стилистическими особенностями текста.
Развивающие:
развить дикцию;
развить речевые и голосовые возможности;
развить навыки исполнения этюдов;
развить навыки работы над ролью;
развить способности к «переживанию» сценической ситуации;
развить способности к творческой самореализации, развития личностной индивидуальности.
Воспитательные:
воспитать культуру межличностных отношений;
сформировать нравственные качества, качества самостоятельной и активной личности;
9

сформировать навык совместной творческой деятельности;
воспитать личностные качества самостоятельного человека, готового к нестандартным решениям и поиску новых идей.
№
п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов
Всего
Теория
Практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Актерский тренинг

36

15

21

3.

Основы сценической речи

16

6

10

4.

Основы сценического движения

16

6

10

5.

Основы сценического действия

24

10

14

6.

Начальные навыки работы
над ролью

10

4

6

7.

Беседы о театре. Актёр –
главное чудо театра

9

8

1

8.

Сценическая практика

26

10

16

9.

Промежуточная аттестация
Итого

1
140

60

1
80

Форма аттестации/ контроля
Теоретический диалог
Теоретический диалог,
практическая
отработка
Теоретический диалог,
практическая
отработка
Теоретический диалог,
практическая
отработка
Теоретический диалог,
практическая
отработка
Теоретический диалог,
практическая
отработка
Теоретический диалог,
викторина
Теоретический диалог,
практическая
отработка
Спектакль

Содержание 2 года обучения
Тема 1. Введение.
Теория: Перспектива творческого роста на 2-ом году обучения. Организационные вопросы.
Основные принципы поведения на сцене, правила подготовки к выступлению.
Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
Практика:
психологическая настройка на выступление;
подготовка собственного костюма;
подготовка собственного реквизита;
Тема 2. Актерский тренинг
10

Теория: Принципы осмысления образов действительности: память на ощущения, на ранее
испытанные чувства.
Понятие «творческое воображение», активная и пассивная форма творческого воображения. Принципы преодоления мышечных зажимов: правильные ритм, дыхание, освобождение мышц тела, мимика, свобода сценического жеста.
Принципы развития сенсорных способностей с помощью органов чувств: зрения, слуха,
обоняния, осязания, вкуса.
Практика: Игры на развитие внимания «Баранья голова», «Снежный ком». Упражнение на
развитие внимания «Я вижу, я слышу». Упражнение на преодоление мышечных зажимов:
«Перекат», «Один-один», «Хоп». Упражнения на развитие сенсорных способностей с помощью органов чувств: «Тянучка», «Веер». Этюды на развитие способности к мысленному
восприятию образов действительности. Упражнения на развитие творческого воображения.
Упражнения на развитие внутренней творческой свободы. Выполнение действий с воображаемым предметом. Упражнения на выработку автоматизма в беспредметном действии.
Сценическое общение.
Тема 3. Основы сценической речи.
Теория: Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Разнообразие художественных приемов литературы. Словесные воздействия.
Практика: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления
речевым и голосовым аппаратом. Самостоятельная подготовка произведения
к исполнению. Подготовка чтецкого репертуара.
Тема 4. Основы сценического движения.
Теория: Чувство музыки и движения. Импровизация.
Практика: Работа над разминкой плечевого пояса. Упражнения на
вокально-двигательную координацию.
Тема 5. Основы сценического действия.
Теория: Для действия характерны два признака: 1) волевое происхождение; 2) наличие
цели.
Цель действия заключается в стремлении изменить явление, предмет, на который оно
направлено, так или иначе переделать его.
Указанные два признака коренным образом отличают действие от чувства.
Между тем и действия, и чувства одинаково обозначаются при помощи слов, имеющих глагольную форму. Поэтому очень важно с самого начала научиться отличать глаголы, обозначающие действие, от глаголов, обозначающих чувство. Это тем более важно, что многие
актеры часто путают одно с другим. На вопрос "Что вы делаете в этой сцене?" они нередко
отвечают: жалею, мучаюсь, радуюсь, негодую и т. п. Между тем жалеть, мучиться, радоваться, негодовать — это вовсе не действия, а чувства. Приходится разъяснять актеру: "Вас
спрашивают не о том, что вы чувствуете, а о том, что вы делаете". И все же актер иной раз
очень долго не может понять, чего от него хотят.
Практика:
участие в Новогоднем спектакле;
участие в концертах, проводимых по плану массовых мероприятий учреждения с подготовленными номерами – инсценировками, этюдами, играми и пародиями;
участие в различных конкурсах.
Тема 6. Начальные навыки работы над ролью.
Теория: Работа актера над ролью – это очень сложный процесс, направленный на создание
совершенно другого человека, отличного от того, каким является актер. В ходе «выкраива11

ния» другого человека, исполнитель сталкивается с множеством трудностей, одна из которых – понимание логики мышления персонажа. Это значит, что необходимо выяснить, что
заставляет человека поступать так, а не иначе, почему он разговаривает с употреблением
именно таких слов, какие цели он преследует.
Практика:
Период познавания.
Является подготовительным периодом и начинается в момент первого знакомства с пьесой
и ролью. Приобретенные на начальном этапе первые впечатления могут сильно помочь актеру в его дальнейшей работе. Далее артист должен приступить к анализу, но результатом
его будет не мысль, а ощущение. Как писал К.С. Станиславский: «Цель анализа и заключается в том, чтоб подробно изучить и заготовить предлагаемые обстоятельства пьесы и роли
и для того, чтобы через них инстинктивно почувствовать в последующем периоде творчества истину страстей и правдоподобие чувствований».
Период переживания
К.С. Станиславский пишет, что этот период является созидательным – «он воздает «душу
роли», ее склад, внутренний образ, подлинные живые чувства и самую жизнь человеческого
духа организма роли». Внутренние переживание побуждают стремление актера к действию.
Стремление создается за счет реализации творческой задачи актера. «Задача – возбудитель
творчества и его двигатель» (К.С. Станиславский)
Период воплощения
В этом периоде происходит непосредственное срастание личности исполнителя с личностью персонажа, поиск внешней выразительности роли. Можно отправляться на поиск совершенно необычных для себя новых привычек, внешности, манер, но раз уж актер действует, прежде всего, от своего лица, то в самом воплощении роли будут присутствовать
черты личности актера. Потому что в процессе воплощения роли актер не должен становиться принципиально новым человеком, да и это против человеческой природы, ведь невозможно изменить себя со сто процентной тщательностью. В этом процессе должно произойти именно слияние актера и персонажа.
Тема 7. Беседы о театре. Актёр – главное чудо театра.
Теория: Театральная азбука: театр, актер, этюд, пантомима, сцена. Понятия: сцена, авансцена, кулисы, рампа, софит и др.
Театральная азбука: режиссер, драматург, художник, композитор и др. Понятие - драматургический жанр. Основные жанры драматургии:
драма, комедия, мелодрама, водевиль, мюзикл. Акт – актер. Этика поведения актера. Предпосылки к появлению театра. Виды театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр, кукольный театр, опера, виды театрального искусства: балет, оперетта; теневой театр.
Практика: Викторина «Своя игра».
Тема 8. Сценическая практика.
Теория: Основные принципы поведения на сцене, правила подготовки к выступлению.
Практика:
Самостоятельная работа по созданию этюда на мораль басни.
Выбрать басню. Например, «Лиса и виноград».
Проанализировать предлагаемые обстоятельства, в которых будет
проходить этюд. Высоко висящий виноград и желание его заполучить.
Обдумать, как или с помощью чего лиса пыталась его достать.
Подпрыгнуть, залезть на пенек, сбить палкой.
Когда лиса убедилась, что ничего не удается сделать и «разочаровалась» в винограде.
Сыграть этюд, иллюстрирующий мораль басни.
Обдумать и написать сценарий (эссе) из своей жизни на основе морали выбранной басни.
12

Тема 9. Промежуточная аттестация
Спектакль.
Учебно-тематический план 3 года обучения (базовый уровень)
Цель:
развитие природных творческих способностей учащихся средствами театрального искусства для успешной самореализации.
Задачи:
Обучающие:
освоить элементы актерского перевоплощения,
обучить элементам необходимым актерским качествам: творческое воображение, творческая свобода, смелость и непосредственность;
сформировать дополнительные навыки сценического перевоплощения, сценической речи и
движения;
сформировать дополнительные навыки сценического действия: логика словесного взаимодействия, активность и действенность диалога;
знать об истории развития театра;
знать о театральном искусстве: появление театра в России и его развитие до середины 18
века;
знать строение драматургического произведения.
Развивающие:
развить эмоциональную сферу;
развить дополнительный навык исполнения этюдов;
развить способности к «переживанию» сценической ситуации;
развить способности к творческой самореализации, развития личностной индивидуальности.
Воспитательные:
воспитать культуру межличностных отношений;
сформировать нравственные качества, качества самостоятельной и активной личности;
сформировать навык совместной творческой деятельности; воспитать личностные качества
самостоятельного человека, готового к нестандартным решениям и поиску новых идей.
№
п/п

Наименование темы, раздела

1.

Мир театра

2.

Актерский тренинг. Мизансцена – язык режиссёра.
Этюды по стихотворению,
отрывку, эпизоду
Промежуточная аттестация
Итого

3.

Количество часов
Всего
Теория
Практика
2

1

1

137

55

82

1
140

0
56

1
84

Содержание 3 года обучения
Тема 1. Мир театра.
13

Форма аттестации/ контроля
Теоретический диалог,
практическая
отработка
Теоретический диалог,
практическая
отработка
Спектакль

Теория: Техника безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с планами на
учебный год.
Практика: Повторение театральной азбуки: актер, сцена, этюд, режиссер, виды театрального искусства.
Тема 2. Актерский тренинг. Мизансцена – язык режиссёра. Этюды по стихотворению, отрывку, эпизоду.
Теория:
повторение речевой разминки; повторение пластической разминки;
ознакомление с понятиями «творческая сценическая свобода», «сценическая смелость»,
«решительность и непосредственность»
в выполнении сценических задач;
сознательное овладение логикой действия до подсознательного его закрепления;
концентрация внимания;
принципы сценического общения: ориентировка, привлечение внимания, творческая фантазия, «пристройка» к партнеру, воздействие на него;
принципы изображения действия с воображаемым предметом;
принципы сценического общения: ориентировка, привлечение внимания; принципы сценического общения: творческая фантазия, “пристройка” к партнеру, воздействие на него;
взаимодействие с партнёром на эмоции;
взаимодействие с партнером на органическое молчание;
сопоставление беспредметного действия с реальным, его расчленение на составные части.
Практика:
упражнения на преодоление мышечных зажимов;
упражнения на развитие сенсорных способностей с помощью органов
чувств;
игры: «Я вижу, я слышу»; «Хоп»;
выполнение упражнений: «Школа разведчиков», «Кошачья разминка» (на пластику);
выполнение упражнений: «Чучело», «Дракончики», «Волны», «Деревья»;
этюды на развитие способности к мысленному восприятию образов действительности;
упражнение: этюды с предметом (ручка, лист бумаги, линейка, крышка);
упражнение: этюды с препятствием (скамейка, стул);
этюд-импровизация на место действия (остановка, магазин, улица);
упражнение «зеркало»;
взаимодействие с партнёром - ответ действием на действие;
упражнения, творческие задания на развитие творческого воображения;
творческие задания на развитие внутренней творческой свободы;
действие с воображаемым предметом;
этюды на ПФД (память физических действий): умываемся, нарезаем бутерброд, одеваемся;
упражнения на выработку автоматизма в беспредметном действии;
упражнение «ожившие предметы»;
творческое задание на коллективную работу: «оживший предмет»;
упражнение «Пуленепробиваемое стекло»;
этюд на сценическое общение по стихотворению («Багаж», «Море», «Телефон»);
этюд на публичное одиночество (в ожидании друга, на контрольной);
наблюдение за животными;
этюды на наблюдение за животными (лесные животные, экзотические животные);
этюд – создание образа под музыкальное сопровождение (А. Вивальди «Времена года», С.
Прокофьев «Ромео и Джульетта», Шостакович);
упражнения на пластику рук «Веер», этюд «Тропические цветы».
Тема 3. Промежуточная аттестация.
14

Спектакль.
1.4. Планируемые результаты
1 год обучения
Предметные:
владеют речевым аппаратом и умению его рационально использовать; владеют авторским
словом, его содержательной, действенной, стилевой природой;
самостоятельно работают над исправлением индивидуальных недостатков дыхания, артикуляции и дикции;
исполняют сценические этюды;
творчески используют полученных умений и практических навыков.
Метапредметные:
развит звучный, гибкий голос и умение владеть им;
развиты навыки самостоятельного образного мышления, творческой инициативы;
отсутствуют психофизические зажимы;
сформированы первоначальные представления о средствах актёрской выразительности;
сформированы первоначальные навыки сценических выступлений;
развито умение критически оценивать свою работу и работу своих товарищей; развиты личностные качества (память, внимание, воображение, активная личностная позиция); развиты
коммуникативные качества.
Личностные: сформирован художественный вкус; демонстрируют уверенность в себе;
воспитаны навыки коллективного творчества; сформирована способность работать в
коллективе и принимать общие правила; воспитано уважительное отношение к языковым
традициям и культуре.
2 год обучения
Предметные
речью в движении;
темпо-ритмом речи;
использовать дополнительные навыки преодоления мышечных зажимов, правильного дыхания, свободы сценического жеста;
применять алгоритм работы над художественным текстом;
передавать мелодику речи, искусству тембрирования в соответствии со стилистическими
особенностями текста.
Метапредметные
развить дикцию;
развить речевые и голосовые возможности;
демонстрировать навыки исполнения этюдов;
использовать навыки работы над ролью;
развита способность к «переживанию» сценической ситуации;
развиты способности к творческой самореализации, развития личностной индивидуальности.
Личностные результаты.
Учащиеся будут уметь:
проявлять культуру межличностных отношений;
демонстрировать нравственные качества, качества самостоятельной и активной личности;
применять навык совместной творческой деятельности;
проявлять личностные качества самостоятельного человека, готового к нестандартным решениям и поиску новых идей.
15

3 год обучения
Предметные:
знает об истории развития театра;
использует навык элементарного актерского перевоплощения, применяет на элементарном
уровне актерские качества: творческое воображение, творческая свобода, смелость и непосредственность;
применяет дополнительные навыки сценического перевоплощения, сценической речи и
движения; применяет дополнительные навыки сценического действия: логика словесного
взаимодействия, активность и действенность диалога;
знает о театральном искусстве: появление театра в России и его развитие до середины 18
века;
применяет знания о строении драматургического произведения.
Метапредметные:
развита эмоциональная сфера;
развит дополнительный навык исполнения этюдов;
развиты способности к «переживанию» сценической ситуации;
развиты способности к творческой самореализации, развития личностной индивидуальности.
Личностные результаты.
Учащиеся будут уметь:
проявляет культуру межличностных отношений;
применяет нравственные качества, качества самостоятельной и активной личности;
использует навыки совместной творческой деятельности;
демонстрирует личностные качества самостоятельного человека, готового к нестандартным
решениям и поиску новых идей.

16

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет: количество учебных недель, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов, сроки контрольных процедур.
Календарный учебный график составляется на каждый учебный год и является приложением к настоящее программе.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы в школе имеется и может быть использовано:
1. Учебный класс
2. Экран и проектор
3. Компьютер с колонками
4. Музыкальная аппаратура
5. Фонотека
6. Обручи
7. Мячи
8. Ширма
Для драматических произведений и концертных номеров используется головные уборы, парики, детали костюмов, декорации.
Кадровое обеспечение
Должность
Должностные обязанности

Педагог дополнительного образования

Колво работников
в ОУ

Уровень квалификации работников ОУ
Требования к уровню
квалификации

Соответствует/Не
соответствует
высшее профессиональное об- Соответразование или среднее профес- ствует
сиональное образование по
направлению подготовки «Образование и педагогика» или в
области,
соответствующей
преподаваемому предмету, без
предъявления требований к
стажу работы либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению
деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы

осуществляет обу2
чение и воспитание
обучающихся, способствует формированию общей
культуры личности,
социализации, осознанного выбора и
освоения образовательных программ

17

Методическое обеспечение
Эффективность обучения зависит и от организации деятельности, проводимой с применением следующих методов:
Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами
(объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
• Эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
• Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
• Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;
• Поисковый – самостоятельное решение проблем;
• Метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогом, решение ее самим
педагогом, соучастие ребёнка при решении.
• Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых
ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения
самостоятельной деятельности детей.
В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:
1.Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия.
2.Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в
активную деятельность.
3.Сюжетно-ролевая игра. Дети используют полученные ими знания и умения в ролевых
играх, а также соревнованиях.
4.Дидактическая игра.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе
используются современные педагогические технологии, дающие возможность повышать
качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности.
- Проблемное обучение;
- Разноуровневое обучение;
- Исследовательские методы в обучении;
- Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр;
- Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- Информационно коммуникационные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии
Обучающимся предлагается:
• Выдвигать идеи в технологии «мозгового штурма» и обсуждать их;
• Планировать, тестировать и оценивать работу;
• Обсуждать возможности и способности обучающихся по улучшению результатов
проделанной работы.
В основу данной программы положены следующие принципы обучения:
•
принцип деятельности (обучающийся должен уметь самостоятельно ставить цели и
организовывать свою деятельность для их достижения).
•
принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями и этапами
обучения);
•
принцип целостности (формирование у обучающихся обобщенного системного
представления о мире (природе, обществе, самом себе));
•
принцип психологической комфортности (создание на занятиях доброжелательной
атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие
диалоговых форм общения)
•
принцип минимакса (возможность освоения содержания образования на
максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и
усвоение на уровне социально безопасного минимума);
18

принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой
деятельности).
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в русле личностно-ориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов, позволяет создать
условия для самоопределения личности и становления.
•

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации
о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие
виды и формы контроля:
Вводный мониторинг дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и
выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении используются такие
формы, как теоретический диалог, практическая отработка.
Промежуточная и итоговая аттестация осуществляется в форме показа спектакля.
Итоговый мониторинг проводится в конце учебного года по сумме показателей за время
обучения.
Программой предусмотрен также мониторинг освоения результатов работы по таким показателям как развитие личных качеств обучающихся.
Формами и методами отслеживания является: педагогическое наблюдение, анализ самостоятельных и творческих работ, беседы с детьми, отзывы родителей.
Используются следующие диагностические карты успеваемости воспитанников
объединения:
Таблица 1.
ФИО
Знать /
Уметь
Владеть
Умение
Личностные
понимать
использовать
опытом
найти
качества
сильные и
слабые
стороны
Результаты деятельности каждого обучающегося по каждому из показателей суммируются
для определения итогового балла. Показатель усвоения (продуктивности обучения)
вычисляется по формуле:
К усв = Ф/П *100% ,
Кусв- коэффициент усвоения
Ф – фактический объем знаний (набранная сумма баллов)
П – полный объем знаний (максимальная сумма баллов).
Коэффициент сформированности:
80-100 - «отлично»
50-79 - «хорошо»
30-49 - «удовлетворительно»
Менее 29 - «неудовлетворительно»
Таблица 2. Участие в соревнованиях.
ФИО
Конкурсы
Муниципальные
Областные
Конкурсы
«внутри»
конкурсы
конкурсы
дистанционные
объединения
(интернетконкурсы)

19

3. Список литературы
Для педагога
1. Агапова, И. А. Театральные постановки в средней школе: пьесы для 5-9 классов / И.А.
Агапова, М.А. Давыдова. - Москва: Огни , 2016. - 348 c.
2. Бармин, А. В. На школьных подмостках: пьесы, театрализованные представления, литературные композиции / А.В. Бармин. - Москва: Высшая школа , 2016. - 914 c.
3. Богомолова, Ю. П. Кукольный театр - детям / Ю.П. Богомолова. - М.: Владос, 2007. ...
Крыловский вечер в школе. - М.: Детская литература. Москва, 2015 . - 144 c. 14. Лаптева,
Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей.
Для учащихся
1) Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
2) Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
3) Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
4) Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
5) Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music

20


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».