МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. АЗИАТСКАЯ
624310, Свердловская область, г. Кушва, пос. Азиатская, ул. Стадионная, 1б
тел. (34344) 2-40-04 ИНН/КПП 6620007102/668101001
Принята на заседании
Педагогического совета
МАОУ СОШ пос. Азиатская
Протокол №4 от 23.06.2023
Утверждена:
Директор _______Н.М. Шерстобитова
Приказ №50-д от 23.06.2023
Рассмотрена и согласована
на заседании
Родительского совета
МАОУ СОШ пос. Азиатская
Протокол №1 от 22.06.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
дошкольной группы
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной
школы пос. Азиатская
Содержание
1. Целевой раздел
2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации
2.2. Воспитывающая среда образовательной организации
2.3. Задачи рабочей программы воспитания, связанные с базовыми ценностями и
воспитательными задачами, реализуемыми в рамках образовательных областей
2.4. Формы совместной деятельности в образовательной организации
2.5. Организация предметно-пространственной среды
2.6. Социальное партнерство
3. Организационный раздел
2
3
10
10
10
12
17
17
18
19
1. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Рабочая программа воспитания дошкольной группы МАОУ СОШ пос. Азиатская
(далее – Программа воспитания) основана на воплощении национального воспитательного
идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде 1.
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России2.
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России3.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы дошкольной группы, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
1Пункт
2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 31, ст. 5063)
2 Пункт 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
3Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
3
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом выпускника дошкольной группы и с традиционными ценностями российского общества.
С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребёнок,
в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство
дошкольной группы с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.
Цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания в дошкольной группе – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации
детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в дошкольной группе:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка,
его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Направления воспитания.
Патриотическое направление воспитания.
1) Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию
у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и
творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему
краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм),
ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей
образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование
4
«патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков
(предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это
наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей
семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и
аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края,
Отчизны в целом).
Духовно-нравственное направление воспитания.
1) Цель духовно-нравственного направления воспитания – формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного
направления воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно смысловой
сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско- взрослой общности,
содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.
Социальное направление воспитания.
1) Цель
социального направления воспитания – формирование ценностного
отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
2) Ценности – семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам,
нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно
без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско- взрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности
жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство
- уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о
культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением
нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.
Познавательное направление воспитания.
1) Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.
2) Ценность – познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В дошкольной группе проблема воспитания у детей познавательной активности
охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием
5
формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует
личностное развитие ребёнка.
4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное
отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Физическое и оздоровительное направление воспитания.
1) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного
отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными
гигиеническими навыками и правилами безопасности.
2) Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны
и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
Трудовое направление воспитания.
1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к
труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
2) Ценность – труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку
привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
Эстетическое направление воспитания.
1) Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.
2) Ценности – культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания
и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания.
1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров
6
как обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
2) В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Направление
воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Духовно
нравственное
Жизнь,
милосердие, добро
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательное
Познание
Ценности
Целевые ориентиры
Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в
случае одобрения и чувство огорчения в
случае неодобрения со стороны взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с
ними.
Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении.
Проявляющий интерес к окружающему
миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности.
Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления здоровья - физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена,
безопасное поведение и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к
личной и командной победе, нравственные и
волевые качества.
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в
игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд,
детский дизайн и другое).
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и
Физическое и оздо- Здоровье, жизнь
ровительное
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура и красота
7
Направление
воспитания
Ценности
Целевые ориентиры
искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесноречевой,
театрализованной и другое).
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы
Направление
воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Духовно
нравственное
Жизнь,
милосердие, добро
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательное
Познание
Ценности
Целевые ориентиры
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.
Различающий основные проявления добра и
зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к
сочувствию и заботе, к нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным к
чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в
ситуациях морального выбора.
Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий
основами речевой культуры. Дружелюбный
и доброжелательный, умеющий слушать и
слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
на основе общих интересов и дел.
Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в
том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья
- занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и
Физическое и оздо- Здоровье, жизнь
ровительное
8
Направление
воспитания
Ценности
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура и красота
Целевые ориентиры
укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах
спорта и активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.
9
2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации.
МАОУ СОШ пос. Азиатская является сельской малокомплектной школой. Особенностью школы является обучение учащихся в классах-комплектах, обучение на двух уровнях образования (начальное общее образование и основное общее образование), а также
функционирование дошкольной разновозрастной группы на базе школы.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в дошкольной группе, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу),
безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми
и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни дошкольной группы.
Для реализации Программы воспитания уклад целенаправленно проектируется командой дошкольной группы и принимается всеми участниками образовательных отношений.
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая
среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая
среда
–
это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
− «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую
воспитанию необходимых качеств;
− «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются
нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;
− «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности – игровой.
2.2. Воспитывающая среда образовательной организации.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Частично она представлена сложившимися традициями, такими, как
- обсуждение прожитого дня (воспитанники 6-7 лет). Каждый день в вечернее время подводится итог дня (Кто был сегодня самым вежливым? Не обидел ли ты кого-нибудь? С кем
интересно было играть? Самый трудолюбивый? И др.) Во время таких бесед ребенок узнает
о себе все только положительное, хорошее, а также узнает достоинства других.
- посещение библиотеки;
- посещение музея;
- проведение конкурсов, выставок;
- туристические походы.
Воспитывающая среда, созданная как духовное, материальное (предметное), событийное и
информационное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала, включает в себя и мультимедийный проектор, ноутбуки позволяющие транслировать мультфильмы, ролики, совершать виртуальные экскурсии в музеи, а имеющиеся центры художественного творчества, позволяют организовывать творческую деятельность.
10
Воспитывающая среда – это и гуманные традиционные взаимоотношения между членами
коллектива: дисциплина, соблюдение этикета, товарищество, забота и внимание к младшим, деликатность по отношению к девочкам, подчёркнуто уважительное отношение к
старшим бережное отношение к вещам, к обстановке и т.д.
11
2.3. Задачи рабочей программы воспитания, связанные с базовыми ценностями и воспитательными задачами, реализуемыми в рамках образовательных областей.
Направления восОбразовательные
питания и базовые
Цель
Задачи
Задачи образовательных областей
области
ценности
Патриотическое
Формирование у
• Формировать «патриотизм наслед• Воспитывать ценностное отношеСоциально-комнаправление воспи- ребёнка личностника», испытывающего чувство гордония к культурному наследию своего
муникативное
тания
ной позиции
сти за наследие своих предков (предпо- народа, к нравственным и культурразвитие
В основе лежат
наследника традилагает приобщение детей к истории,
ным традициям России
ценности «Родина» ций и культуры, за- культуре и традициям нашего народа:
• Приобщать к отечественным тради- Познавательное
и «Природа»
щитника Отечества отношение к труду, семье, стране и
циям и праздникам, к истории и доразвитие
и творца (созидавере)
стижениям родной страны, к культеля), ответствен• Формировать «патриотизм защиттурному наследию народов России
ного за будущее
ника», стремящегося сохранить это
• Воспитывать уважительное относвоей страны
наследие (предполагает развитие у дешение к государственным символам
тей готовности преодолевать трудности страны (флагу, гербу, гимну);
ради своей семьи, малой родины)
• Приобщать к традициям и велиХудожественно• Воспитывать «патриотизм созидателя кому культурному наследию россий- эстетическое рази творца», устремленного в будущее,
ского народа
витие
уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие
всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом)
Духовно-нравФормирование спо- • Развивать ценностно-смысловую
• Воспитывать любовь к своей семье, Социально-комственное направле- собности к духовсферу дошкольников на основе творче- своему населенному пункту, родному муникативное
ние воспитания
ному развитию,
ского взаимодействия в детско- взроскраю, своей стране
развитие
В основе лежат
нравственному
лой общности
• Воспитывать уважительное отноценности «Жизнь»,
шение к ровесникам, родителям
12
Направления воспитания и базовые
ценности
«Милосердие»,
«Добро»
Социальное
направление воспитания
В основе лежат
ценности «Человек», «Семья»,
«Дружба»,
«Сотрудничество»
Цель
Задачи
Задачи образовательных областей
самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению
• Способствовать освоению социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах
(законным представителям), соседям,
другим людям вне зависимости от их
этнической принадлежности
• Воспитывать социальные чувства и
навыки: способность к сопереживанию, общительность, дружелюбие
• Формировать навыки сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции
• Создавать условия для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и
заботы;
• Воспитывать отношение к родному
языку как ценности, развивать умение чувствовать красоту языка,
стремление говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
• Содействовать становлению целостной картины мира, основанной
на представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и
ложном
Формирование ценностного отношения детей к семье,
другому человеку,
развитие дружелюбия, умения находить общий язык с
другими людьми
• Способствовать освоению детьми моральных ценностей
• Формировать у детей нравственные
качества и идеалов
• Воспитывать стремление жить в соответствии с моральными принципами и
нормами и воплощать их в своем поведении. Воспитывать уважение к другим
людям, к законам человеческого общества. Способствовать накоплению у
13
• Воспитывать уважения к людям –
представителям разных народов России независимо от их этнической
принадлежности;
Образовательные
области
Речевое развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Направления воспитания и базовые
ценности
Познавательное
В основе лежит
ценность «Познание»
Цель
Формирование ценности познания
Образовательные
области
Задачи
Задачи образовательных областей
детей опыта социально-ответственного
поведения
• Развивать нравственные представления, формировать навыки культурного
поведения
• Способствовать овладению детьми
формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила
и нормы культурного поведения
Речевое развитие
• Создавать условия для выявления,
развития и реализации творческого
потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности,
• Поддерживать готовности детей к
творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и
взрослыми)
• Воспитывать активность, самостоятельность, уверенности в своих силах, развивать нравственные и волевые качества
• Воспитывать отношение к знанию
как ценности, понимание значения
образования для человека, общества,
страны
• Воспитывать уважительное, бережное и ответственное отношения к
природе родного края, родной страны
• Способствовать приобретению первого опыта действий по сохранению
природы.
Художественноэстетическое развитие
• Воспитывать у ребёнка стремление к
истине, способствовать становлению
целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека
14
Физическое развитие
Познавательное
развитие
Направления воспитания и базовые
ценности
Цель
Задачи
Задачи образовательных областей
Физическое и оздоровительное
В основе лежат
ценности «Здоровье», «Жизнь»
Формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни,
овладение элементарными гигиеническими навыками
и правилами безопасности
• Способствовать становлению осознанного отношения к жизни как основоположной ценности
• Воспитывать отношение здоровью как
совокупности физического, духовного и
социального благополучия человека
Трудовое
В основе лежит
ценность «Труд»
Формирование ценностного отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение ребёнка к
труду
• Поддерживать привычку к трудовому
усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных
сил для решения трудовой задачи;
• Воспитывать стремление приносить
пользу людям
Эстетическое
Становление у де• Воспитывать любовь к прекрасному в
тей ценностного от- окружающей обстановке, в природе, в
ношения к красоте
15
• Формировать целостную картину
мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного
способов его освоения детьми
• Развивать навыки здорового образа
жизни
• Формировать у детей возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической культуре
• Способствовать становлению эмоционально-ценностного отношения к
здоровому образу жизни, интереса к
физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма,
к овладению гигиеническим нормам
и правилами
• .
• Поддерживать трудовое усилие,
формировать привычку к доступному
дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных
сил для решения трудовой задачи
• Формировать способность бережно
и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других
людей.
• Воспитывать эстетические чувства
(удивление, радость, восхищение,
любовь) к различным объектам и
Образовательные
области
Художественноэстетическое развитие
Физическое развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Художественноэстетическое развитие
Направления воспитания и базовые
ценности
В основе лежат
ценности «Культура» и «Красота»
Цель
Задачи
Задачи образовательных областей
искусстве, в отношениях, развивать у
детей желание и умение творить
16
явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями)
• Приобщать к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей «Красота», «Природа», «Культура»
• Способствовать становлению эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру для гармонизации внешнего
мира и внутреннего мира ребёнка
• Формировать целостную картину
мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного
способов его освоения детьми
• Создавать условия для выявления,
развития и реализации творческого
потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности
• Поддерживать готовность детей к
творческой самореализации
Образовательные
области
2.4. Формы совместной деятельности в образовательной организации.
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания
той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания
должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и
любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом
воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы дошкольной группы, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в дошкольной группе возможно в следующих формах:
−
разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);
−
проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
−
создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать
работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
2.5. Организация предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) должна отражать федеральную,
региональную специфику, а также специфику ОО и включать:
− оформление помещений;
− оборудование;
− игрушки.
ППС должна отражать ценности, на которых строится программа воспитания,
способствовать их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится организация.
Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного
познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев
17
труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и
сохранены в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
2.6. Социальное партнерство.
Социальные партнёры образовательной организации.
Социальными партнерами являются:
- Муниципальное автономное учреждение Кушвинского городского округа «Кушвинский
краеведческий музей»;
- Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно- информационный центр Кушвинского городского округа;
- Центр Досуга поселок Станция Азиатская;
- Азиатская сельская библиотека № 3;
- Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского
творчества;
- Межмуниципальный отдел МВД России "Кушвинский";
- 46-й Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Свердловской области
г. Кушва;
- Территориальная комиссия города Кушвы по делам несовершеннолетних и защите их
прав.
18
3. Организационный раздел
1) Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
По своим основным задачам воспитательная работа в дошкольной группе не зависит
от наличия (отсутствия) у ребёнка особых образовательных потребностей.
В основе процесса воспитания детей в дошкольной группе лежат традиционные ценности российского общества. В дошкольной группе созданы особые условия воспитания
(перечислить) для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные
потребности: дети с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети
из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, и так
далее), одаренные дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребёнка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
В дошкольной группе созданы следующие условия, обеспечивающие достижение
целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера
и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный
объем личного опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с
особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности
ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных
потребностей ребёнка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребёнку с особыми образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка
дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
19