Программа Отряд "Медведь"

Управление образования Кушвинского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. АЗИАТСКАЯ
Принята на заседании
педагогического совета
МАОУ СОШ пос. Азиатская
Протокол №2 от 12.04.2022

Утверждена:
Директор ___________ Н.М. Шерстобитова
Приказ №38-д от 21.04.2022

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Отряд “Медведь”»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 4 года обучения

Автор-составитель:
Юсупова Регина Фагиловна
заместитель директора по УВР

г. Кушва
2022 год

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………………….. 3
1.2. Цель и задачи программы ……………………………………………………….………. 5
1.3. Содержание программы …………………………………………………………………. 5
1.4. Планируемые результаты ……………………………………………………………….. 20
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график …………………………………………………………… 23
2.2. Условия реализации программы ………………………………………………………… 23
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы ……………………………………………. 25
3. Список литературы …………………………………………………………………………. 27

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы:
программа физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность программы:
Программа соответствует следующим нормативным правовым актам и государственным
программным документам:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Проблемы гражданско-патриотического воспитания в нашей стране обострены:
экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества, коснувшиеся каждой
семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества;
усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям
человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий
дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей
отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения:
подростки по данным социологических опросов неохотно принимают участие в
общественной жизни (70%), не интересуются ею (75%), стремятся уклониться от службы в
Российской армии (87%), не желают трудиться в государственном секторе (80%), хотят
эмигрировать из страны (46%) и т.д.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность, общественную значимость,
педагогическую целесообразность поставленной задачи и диктует необходимость создания
3

образовательной программы, отвечающей не преходящей конъектуре или интересам
отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом; программы, которая отражает
общий для всех регионов России содержательный компонент образования – воспитание
россиянина, гражданина и патриота.
В настоящее время в системе дополнительного образования детей сложились определенные
направления и формы социальной адаптации обучающихся, среди которых – подготовка
подростка к выполнению обязанностей защитника Отечества.
Отличительные особенности данной программы:
Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена на
реализацию широкого спектра направлений деятельности (общая и специальная
физическая подготовка, основы выживания, ориентирование и топография, история
Вооруженных сил России), объединенных общей целью и задачами. Другая особенность
программы и ее новизна заключается в отсутствии ориентации на отдельный вид
Вооруженных сил.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 7-17 лет:
- средняя группа (7-11 лет)
- старшая группа (12-17 лет)
Условия набора: набор детей в объединение осуществляется без конкурса, без
предъявления требований к уровню образованности и способностям. Состав группы может
быть, как постоянным, так и переменным, для достижения поставленных задач группы
целесообразно формировать разновозрастными. Наполняемость групп определяется в
соответствии с уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом.
Количество учащихся: в группе 8-15 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю:
- средняя группа (7-11 лет) – 4 часа
- старшая группа (12-17 лет) – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа для каждой группы.
Объем программы:
- средняя группа (7-11 лет) – 140 часов в год, весь период обучения – 560 часов.
- старшая группа (12-17 лет) – 140 часов, весь период обучения – 560 часов.
Сроки освоения программы:
Программа рассчитана на 4 года обучения:
1 год обучения: 140 часов в год (стартовый уровень),
2 год обучения: 140 часов в год (базовый уровень),
3 год обучения: 140 часов в год (базовый уровень),
4 год обучения: 140 часов в год (базовый уровень).
Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации программы – традиционная модель. Реализация программы
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
4

Перечень форм обучения:
групповая.
Перечень видов занятий:
- тематическая беседа;
- демонстрация;
- практикумы по военно-прикладным видам спорта;
- творческая работа;
- проектная деятельность.
Перечень форм подведения итогов реализации программы:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения
обучающихся практических заданий, в форме теоретического диалога и самостоятельных
работ.
Итоговый контроль реализуется в форме соревнований, олимпиад, участия в тематических
военно-патриотических сборах, защите проектов.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как
важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, совершенствование знаний и
навыков по основам воинской службы
Задачи программы
Обучающее:
1. Дать первоначальные знания о родной стране, родном крае, к его прошлому и
настоящему;
2. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
3. Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в
области истории Вооруженных сил, физкультуры, спорта, медицины; развитие интереса к
воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую
подготовку;
4. Выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
Развивающие:
1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность;
2. Развитие технического, объемного, пространственного, логического и креативного
мышления;
3. Развитие изобретательности и потребности творческой деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории,
культуры края, сохранения традиции.
2. Воспитание толерантности, чувства уважения к братским народам и их традициям;
3. Формирование самостоятельности в решении поставленных задач.
4. Воспитание нравственных, эстетических и личностных качеств: доброжелательности,
трудолюбия, честности, порядочности, ответственности, аккуратности, терпения,
предприимчивости, патриотизма, чувства долга;
Создание военно-патриотического клуба должно помочь в качественной подготовке
кадров, как военных, так и гражданских специальностей и сформировать интерес у детей к
духовно-нравственной и гражданско-патриотической деятельности.
Таким образом, цель программы соответствует региональным социально-экономическим и
социокультурным потребностям и проблемам.
1.3. Содержание программы
5

Содержание программы отражается в учебном плане. Программа содержит перечень
разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные
(теоретические и практические виды занятий).
Учебно-тематический план 1 года обучения (стартовый уровень)
Цель:
Формировать у детей и молодёжи потребности обращаться к урокам прошлого,
использовать опыт старших поколений; развить у юношей и девушек способности к
преодолению вызовов истории и современности, формировать у них глубокого понимания
воинского и гражданского долга перед своей малой родиной и Отечеством.
Задачи:
Обучающие:
- Расширить знания в области истории своего края и Отечества;
- Изучение истории своей семьи, своей страны через создание "живых историй" героев
Великой Отечественной войны;
Развивающие:
- Развитие психофизиологических качеств: памяти, внимания, творческого и логического
мышления, пространственных представлений, умения анализировать, проектировать,
планировать собственную деятельность, концентрировать внимание на главном;
-Развитие творческой инициативы и самостоятельности.
Воспитательные:
- Формирование умения и желания трудиться, выполнять задания в соответствии с
поставленной целью, планировать будущую работу.
№
п/п
1.1
1.2
1.3

1.4

1.5

1.6

2.1
2.2

Название раздела,
Количество часов
Формы
темы
Всего
Теория Практика аттестации/контроля
Блок 1. «Боевая Слава России» и Краеведение.
Вводное занятие.
12
8
4
Теоретический диалог
Историко-правовая
12
8
4
Викторина,
подготовка.
конкурс рисунков
История вооруженных
16
12
4
Мероприятия,
сил Российской
викторина
Федерации.
Уставы Вооруженных
12
8
4
Тестирование,
сил
Практическая
отработка
Урок патриотизма
12
8
4
Теоретический диалог,
«Стояли со взрослыми
самостоятельная работа
рядом мальчишки у
стен «Ленинграда»
Час исторической
12
4
8
Теоретический диалог,
памяти «Ты выстоял,
самостоятельная работа
великий Сталинград»
Блок 2. «Огневая и строевая подготовка»
Воинское приветствие
8
4
4
Теоретический диалог,
самостоятельная работа
Строевая подготовка.
12
4
8
Тестирование,
6

История армейского
вооружения
Огневая подготовка

12

8

4

12

4

8

2.5

Основные приемы
обращения с оружием.

12

4

8

3.1

Блок 3. «Тактическая подготовка».
Понятия «бой» и его 16
8
8
основные
характеристики.

2.3
2.4

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

4.1

4.2

4.3

Приемы наблюдения за
противником и
местностью.
Изучение местности в
назначенном секторе и
зонах для наблюдения.

12

8

4

12

4

8

Минные заграждения.

16

Практическая
отработка, сдача
нормативов
Мероприятия,
соревнования,
Тестирование,
Практическая
отработка,
сдача нормативов
Теоретический диалог,
самостоятельная работа
Практическая
отработка
Теоретический диалог,
самостоятельная
работа,
Практическая
отработка.
Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов
Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов
Оборона в населенном
16
8
8
Теоретический диалог,
пункте.
Самостоятельная
работа
Оборона в лесу.
16
8
8
Теоретический диалог,
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Блок 4. «Картография с основами топографии»
Общие сведения о
12
4
8
Теоретический диалог,
географической карте и
Самостоятельная
глобусе. Форма и
работа
размеры Земли.
Самостоятельная
работа
Мелкомасштабные
12
8
4
Теоретический диалог,
географические карты
письменная работа
и их использование.
Математическая основа
мелкомасштабных
карт. Картографическая
генерализация
Тематические карты.
12
8
4
Теоретический диалог,
Практическая работа.
8

8

7

4.4

5.1

5.2

5.3

5.4

Серии карт. Итоговая
форма контроля

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов
Блок 5. «Первая медицинская помощь и ОБЖ».
Правила оказания
8
4
4
Теоретический диалог,
медицинской помощи
самостоятельная
при ранениях, травмах,
работа,
отравлении поражении
Практическая
током, при остановке
отработка.
сердца.
Личная и коллективная 4
4
0
Теоретический диалог,
гигиена.
Практическая работа,
Сдача нормативов
Порядок
4
4
0
Теоретический диалог,
транспортировки
Практическая работа,
раненых.
Сдача нормативов
Заключительное
4
0
4
Теоретический диалог,
занятие. Подведение
Практическая работа,
общих итогов курса.
Сдача нормативов
Итого
288
156
132
12

8

4

Содержание 1 года обучения
Блок 1. «Боевая Слава России» и Краеведение.
1.1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство. Название объединения, краткое сообщение о содержании курса.
Вводная ТБ. Входная диагностика.
1.2 Историко-правовая подготовка.
Теория: Знакомство детей с историей создания Вооруженных Сил России в ХХ веке.
Изучить структуру и содержание общевоинских уставов. Ознакомиться с историей
создания уставов в России. Просмотр и обсуждение фильма «История вооруженных сил
России»
1.3. История вооруженных сил Российской Федерации.
Теория: история и традиции Вооруженных Сил Российской Федерации, символы воинской
чести; воинские награды, истории создания Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС
РФ); организационной структуры ВС Российской Федерации; видов ВС; истории их
создания и предназначения; функций и основных задач современных ВС, их роль и место в
системе обеспечения национальной безопасности страны.
Практика: Экскурсии в музеи.
1.4. Уставы Вооруженных сил
Теория: основы подготовки к воинской службе, символы воинской чести, устав внутренней
службы, уставы Вооруженных сил разных стран, основные понятия российского права;
Вооруженных Сил Российской Федерации, состава и боевых традиций Российской Армии;
назначения и боевых возможностей видов и родов войск Вооруженных Сил; особенности
формирования и сплочения воинских коллективов; правовые основы воинской службы,
порядок прохождения воинской службы; основные требования военной присяги,
дисциплины, значение общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и
подразделений, воинские звания и знаки различия; правила воинской вежливости,
поведение и отдание воинского приветствия, обязанности перед построением и в строю.

8

Практика: несение караульной службы, основные звания в Вооруженных силах, воинские
обязанности.
1.5. Урок патриотизма «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда»
Теория: изучение исторического наследия города Героя - Ленинграда и биография его
защитников в годы Великой Отечественной войны.
Практика: Создание тематических презентаций.
1.6. Час исторической памяти «Ты выстоял, великий Сталинград»
Теория: Изучение Истории Сталинградской битвы, героических поступков участников
сражения.
Практика: Просмотр фильма «Сталинград». Изготовление мини макетов «Сталинградское
сражение».
Блок №2: «Огневая и строевая подготовка».
2.1. Воинское приветствие
Теория: одиночное выполнение основных приемов, строй и управление ими. Знакомить
детей с основными положениями Строевого устава ВС РФ.
Практика: Отработка правильного и быстрого выполнения воинского приветствия.
2.2. Строевая подготовка.
Теория: Одиночная строевая подготовка. Движение строевым шагом. Изменение скорости
движения. Воинское приветствие.
Практика: выполнение основных приемов и движений одиночной строевой подготовки,
отработка отдания воинского приветствия, на месте, в движении, в не строя. Участие в
районном смотре строя.
2.3. История армейского вооружения
Теория:
история
развития
оружия,
знаменитые
конструкторы-оружейники;
Практика: Посещение музея.
2.4. Огневая подготовка
Теория: Изучение общих сведений внешней и внутренней баллистики. Формирование
необходимых морально-психологических качеств для решения боевых задач.
Практика: Обучить детей основным приемам обращения с оружием.
2.5. Основные приемы обращения с оружием.
Теория: Изучение разнообразия огнестрельного и холодного оружия ВС; меры
безопасности на занятиях с оружием, приемы и правила стрельбы.
Практические
знания:
стрельба
в
тире,
сборка
и
разборка
автомата.
Блок №3: «Тактическая подготовка».
3.1. Понятия «бой» и его основные характеристики.
Теория: основная тактическая форма – бой, характеристика содержания боя, условия,
обеспечивающие выполнение боевой задачи.
Практика: ведения огня по условному противнику, маневры, отработка элементов боя.
3.2. Приемы наблюдения за противником и местностью.
Теория: Изучение приемов наблюдения за противником и местностью. Демаскирующие
признаки различных целей, их обнаружение. Сочетание наблюдения невооруженным
глазом и с использованием приборов наблюдения. Наблюдение в ночных условиях, порядок
освещения местности, подслушивание. Соблюдение светомаскировки. Целеуказание от
ориентиров и местных предметов.
Практика: Отработка сдачи доклад о результатах наблюдения.
3.3 Изучение местности в назначенном секторе и зонах для наблюдения.
Теория: Изучение местности в назначенном секторе и зонах для наблюдения.
Определение расстояний до ориентиров, местных предметов и целей по отрезкам
местности, по степени видимости.
Практика: Составление схемы местности.
3.4.Минные заграждения.
9

Теория: Изучение правил и требований к минным заграждениям в условиях обороны
подразделения на занимаемом рубеже.
Практика: Установка Минных заграждений.
3.5.Оборона в населенном пункте.
Теория: Изучение боя и обороны в населенных пунктах.
Практика: Отработка навыков ведения боя и обороны в населенных пунктах.
3.6. Оборона в лесу.
Теория: Изучение боя и обороны в лесном массиве.
Практика: Отработка навыков ведения боя и обороны в лесном массиве.
Блок №4: «Картография с основами топографии».
4.1. Общие сведения о географической карте и глобусе. Форма и размеры Земли.
Теория: Введение. Общие сведения о географической карте и глобусе. Форма и размеры
Земли.
Практика: Раскрыть понятия: географическая карта, географический глобус, ортодромия,
ортогональная проекция, дуга большого круга, экватор, меридиан, параллель.
4.2. Мелкомасштабные географические карты и их использование. Математическая основа
мелкомасштабных карт. Картографическая генерализация.
Теория: Изучение терминов: мелкомасштабные карты, картографическая генерализация.
Практика: Составление схематической карты. Построение профиля.
1.3.Тематические карты.
Теория: Анализ тематических карт материков.
Практика: Проведите анализ карты природных зон в географическом атласе.
1.4. Серии карт. Итоговая форма контроля.
Теория: Школьные карты и атласы. Краткие сведения из истории географической карты.
Практика: Составить описание экономического района по картам атласа России. Описать
вид сетки меридианов и параллелей и определить вид картографической проекции.
Блок №5: «Первая медицинская помощь и ОБЖ».
5.1. Правила оказания медицинской помощи при ранениях, травмах, отравлении,
поражении током, при остановке сердца.
Теория: понятие «травма», «жгут», «шина», правила оказание первой медицинской помощи
при различного рода травм.
Практика: наложение жгута, наложение шины, бинтование ран, проведения искусственного
дыхания и непрямого массажа сердца, изготовление транспортировочных средств.
5.2. Личная и коллективная гигиена.
Теория: понятие «Гигиена» личная и коллективная. Изучение правил гигиены в полевых
условиях. Предупреждение инфекционных заболеваний.
Практика: умение на практике применять правила гигиены и использовать
дезинфекционные средства.
5.3. Порядок транспортировки раненых
Теория: виды транспортировки, средства транспортировки.
Практика: транспортировка раненых.
5.4. Заключительное занятие. Подведение общих итогов курса.
Учебно-тематический план 2 года обучения (базовый уровень)
Цель:
Создать условия для патриотического воспитания и формирования активной гражданской
позиции в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития,
подготовка к защите Отечества.
Задачи:
Обучающие:
10

- Формирование умения к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели
и выбору путей ее достижения, умения осуществлять целенаправленный поиск
информации.
- Развитие навыков в строевой, тактической и физической подготовке, повысить
мотивацию к обучению путем практического применения знаний, полученных в
различных образовательных областях.
- Обучать решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при решении
практических задач.
Развивающие:
- Развитие интереса к служению российскому государству, к социально значимой
деятельности.
-Развивать коммуникативные способности, умение работать в группе, умение
аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку
зрения;
Воспитательные:
- Воспитание способностей к самоорганизации с целью решения поставленных задач;
- Воспитание инициативности и самостоятельности.
№
п/п

Название раздела,
Количество часов
Формы
темы
Всего
Теория Практика аттестации/контроля
Блок 1. «Боевая Слава России» и Краеведение.

1.1

Вводное занятие.

12

8

4

Теоретический диалог

1.2

Историко-нравственная
подготовка.
История вооруженных
сил Российской
Федерации.
Уставы Вооруженных
сил

12

8

4

12

8

4

Теоретический диалог,
конкурс рисунков
Мероприятия,
викторина

16

12

4

1.5

Боевые традиции
Вооруженных Сил
России

12

8

4

1.6

Час исторической
12
8
4
Теоретический диалог,
памяти «Дни воинской
самостоятельная
Славы»
работа, мероприятие
Блок 2. «Огневая и строевая подготовка»
Воинское приветствие
8
4
4
Теоретический диалог,
Практическая
отработка
Строевая подготовка.
12
4
8
Тестирование,
Практическая
отработка,
сдача нормативов
История армейского
12
8
4
Мероприятия,
вооружения
викторина,
Огневая подготовка
12
8
4
Тестирование,
Практическая
отработка,
сдача нормативов

1.3

1.4

2.1

2.2

2.3
2.4

11

Тестирование,
Практическая
отработка
Теоретический диалог,
самостоятельная работа

2.5

Основные приемы
12
4
8
обращения с оружием.
Автомат Калашникова
АК-47.
Блок 3. «Тактическая подготовка».

Теоретический диалог,
самостоятельная работа
Практическая
отработка

3.1

Понятия «бой» и его 16
основные
характеристики.

4

12

Теоретический диалог,
самостоятельная
работа,
Практическая
отработка.

3.2

Приемы наблюдения за
противником и
местностью.

16

4

12

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

3.3

Изучение местности в
назначенном секторе и
зонах для наблюдения.

16

8

8

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

3.4

Минные заграждения.

16

8

8

4.1

Надписи на картах

12

8

4

4.2

Картографические
12
8
4
знаки. Изображение
рельефа.
Изготовление карт и
12
8
4
Теоретический диалог,
атласов.
Практическая работа,
Использование карт.
8
4
4
Теоретический диалог,
Итоговая форма
Практическая работа,
контроля.
Сдача нормативов
Блок 5. «Первая медицинская помощь и ОБЖ».

3.5

3.6

4.3
4.4

5.1

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов
Оборона в населенном
16
8
8
Теоретический диалог,
пункте.
Самостоятельная
работа
Оборона в лесу.
12
8
4
Теоретический диалог,
Практическая
отработка,
Самостоятельная
работа
Блок 4. «Картография с основами топографии»

Правила оказания
медицинской помощи
при ранениях, травмах,
отравлении поражении

8

4

4

12

Теоретический диалог,
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Теоретический диалог,
Тестирование

Теоретический диалог,
самостоятельная
работа,
Практическая
отработка.

5.2

током, при остановке
сердца.
Психологическая
подготовка к службе в
Вооруженных силах.

4

4

0

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

5.3

Выживание в условиях
вынужденной
автономии в
природных условиях

4

4

0

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

5.4

Заключительное
занятие. Подведение
общих итогов курса.
Итого

4

0

4

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

288

160

128

Содержание 2 года обучения
Блок №1: «Боевая и Духовная Слава России», краеведение.
1.1. Вводное занятие.
Теория. Сообщение о содержании курса. Вводная ТБ. Входная диагностика.
1.2 Историко-нравственная подготовка.
Теория: Знакомство детей с историей духовенства на Руси. Роль православной церкви в
годы вооруженных конфликтов и войн.
Просмотр и обсуждение фильма «Притча».
1.3. История вооруженных сил Российской Федерации.
Теория: Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная
организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление
Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил, ее этапы и их основное содержание.
Пограничные войска Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства
внутренних дел, их предназначение.
Практика: Экскурсии в 206 ПСЧ, МО МВД «Кушвинский».
1.4. Уставы Вооруженных сил
Теория: основы подготовки к воинской службе, символы воинской чести, устав внутренней
службы, уставы Вооруженных сил разных стран, основные понятия российского права;
Вооруженных Сил Российской Федерации, состава и боевых традиций Российской Армии;
назначения и боевых возможностей видов и родов войск Вооруженных Сил; особенности
формирования и сплочения воинских коллективов; правовые основы воинской службы,
порядок прохождения воинской службы; основные требования военной присяги,
дисциплины, значение общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и
подразделений, воинские звания и знаки различия; правила воинской вежливости,
поведение и отдание воинского приветствия, обязанности перед построением и в строю.
Практика: несение караульной службы, основные звания в Вооруженных силах, воинские
обязанности.
1.5. Боевые традиции Вооруженных Сил России
Теория: Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего —
защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству,
любовь к Родине, стремление
служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма. Воинский
долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие
13

личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством
выполнить воинский долг.
Практика: Просмотр и обсуждение фильма «В бой идут одни старики».
1.6. Час исторической памяти «Дни воинской Славы»
Теория: Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в
истории государства.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях,
связанных с днями воинской славы России.
Практика: Просмотр фильма «Они сражались за Родину» Изготовление открыток ко Дню
Защитников Отечества.
Блок №2: «Огневая и строевая подготовка».
2.1. Воинское приветствие
Теория: выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Знакомить
детей с основными положениями Строевого устава ВС РФ.
Практика: Отработка правильного и быстрого выполнения основных строевых элементов.
2.2. Строевая подготовка.
Теория: строи и их элементы, строевые приемы: перестроение взвода из одношереножного
в двухшереножного и наоборот. Перестроение взвода в походном строю. Перемена
направления движения взвода в походном строю
Практика: выполнение основных приемов и движений, участие в районном смотре строя.
2.3. История армейского вооружения
Теория: история развития оружия, знаменитые конструкторы-оружейники
Практика: Посещение музея.
2.4. Огневая подготовка
Теория: Изучение общих сведений внешней и внутренней баллистики. Формирование
необходимых морально-психологических качеств для решения боевых задач.
Практика: Обучить детей основным приемам обращения с оружием. Меткость стрельбы и
выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания. Корректирование стрельбы.
2.5. Основные приемы обращения с оружием. Автомат Калашникова АК-47.
Теория: Изучение биографии М.Т. Калашникова. Автомат Калашникова АК-47: назначение
и боевые свойства АК. Общее устройство, принцип работы автоматики.
Меры
безопасности на занятиях с оружием, приемы и правила стрельбы, разновидности
стрелкового
оружия.
Практические знания: стрельба в тире, порядок неполной сборки и разборки автомата,
снаряжение магазина АК – 74 патронами и заряжение автомата.
Блок №3: «Тактическая подготовка».
3.1. Понятия «бой» и его основные характеристики.
Теория: основная тактическая форма – бой, характеристика содержания боя, условия,
обеспечивающие выполнение боевой задачи.
Практика: ведения огня по условному противнику, маневры, отработка элементов боя.
3.2. Приемы наблюдения за противником и местностью.
Теория: Изучение приемов наблюдения за противником и местностью. Демаскирующие
признаки различных целей, их обнаружение. Сочетание наблюдения невооруженным
глазом и с использованием приборов наблюдения. Наблюдение в ночных условиях, порядок
освещения местности, подслушивание. Соблюдение светомаскировки. Целеуказание от
ориентиров и местных предметов.
Практика: Отработка сдачи доклад о результатах наблюдения.
3.3. Изучение местности в назначенном секторе и зонах для наблюдения.
Теория: Изучение местности в назначенном секторе и зонах для наблюдения.
Определение расстояний до ориентиров, местных предметов и целей по отрезкам
местности, по степени видимости.
Практика: Составление схемы местности.
14

3.4. Минные заграждения.
Теория: Изучение правил и требований к минным заграждениям в условиях обороны
подразделения на занимаемом рубеже.
Практика: Установка Минных заграждений.
3.5. Оборона в населенном пункте.
Теория: Изучение боя и обороны в населенных пунктах.
Практика: Отработка навыков ведения боя и обороны в населенных пунктах.
3.6. Оборона в лесу.
Теория: Изучение боя и обороны в лесном массиве.
Практика: Отработка навыков ведения боя и обороны в лесном массиве.
Блок №4: «Картография с основами топографии»
4.1. Надписи на картах.
Теория: Виды надписи, картографические шрифты, понятия о картографической
топонимики.
Практика: Условные знаки их виды и функции.
4.2. Картографические знаки. Изображение рельефа.
Теория: Картографические знаки их применение и дифференциация.
Практика: Изображение рельефа, перспективная горизонтальная, значки, высокие отметки.
4.3. Изготовление карт и атласов.
Теория: Построение математической основные, разработка содержания. Понятия об
издании карт и атласов.
Практика: Разработка и изготовления карты.
1.5.Использование карт. Итоговая форма контроля.
Теория: Основные направления использования карт. Совместное использование и
переработка карт.
Практика: Итоговое тестирование.
Блок №5 «Первая медицинская помощь и ОБЖ».
5.1. Правила оказания медицинской помощи при ранениях, травмах, отравлении,
поражении током, при остановке сердца.
Теория: понятие «травма», «жгут», «шина», правила оказание первой медицинской помощи
при различного рода травм.
Практика: проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, изготовление
транспортировочных средств.
5.2. Психологическая подготовка к службе в Вооруженных силах.
Теория: понятие «психотренинг», понятия «коллектив», «самооценка», правила адаптации
в новом коллективе.
Практика: умение общаться, умение расположить к себе человека, умение избегать
конфликтов.
5.3. Выживание в условиях вынужденной автономии в природных условиях
Теория: понятие «автономия», «тактика выживания», факторы выживания.
Практика: умение не заблудиться в лесу, тактика выживания в лесу, питание и добыча воды
при автономном изолированном существовании.
5.4. Заключительное занятие. Подведение общих итогов курса.
Учебно-тематический план 3 года обучения (базовый уровень)
Цель:
Создать условия для патриотического воспитания и формирования активной гражданской
позиции в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития,
подготовка к защите Отечества.
Задачи:
15

Обучающие:
- Формирование умения к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели
и выбору путей ее достижения, умения осуществлять целенаправленный поиск
информации.
- Развитие навыков в строевой, тактической и физической подготовке, повысить
мотивацию к обучению путем практического применения знаний, полученных в
различных образовательных областях.
- Обучать решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при решении
практических задач.
Развивающие:
- Развитие интереса к служению российскому государству, к социально значимой
деятельности.
-Развивать коммуникативные способности, умение работать в группе, умение
аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку
зрения;
Воспитательные:
- Воспитание способностей к самоорганизации с целью решения поставленных задач;
- Воспитание инициативности и самостоятельности.
№
п/п

Название раздела,
Количество часов
Формы
темы
Всего
Теория Практика аттестации/контроля
Блок 1. «Боевая Слава России» и Краеведение.

1.1

Вводное занятие.

12

8

4

Теоретический диалог

1.2

Историко-нравственная
подготовка.
История вооруженных
сил Российской
Федерации.
Уставы Вооруженных
сил

12

8

4

12

8

4

Теоретический диалог,
конкурс рисунков
Мероприятия,
викторина

16

12

4

1.5

Боевые традиции
Вооруженных Сил
России

12

8

4

1.6

Час исторической
12
8
4
Теоретический диалог,
памяти «Дни воинской
самостоятельная
Славы»
работа, мероприятие
Блок 2. «Огневая и строевая подготовка»
Воинское приветствие
8
4
4
Теоретический диалог,
Практическая
отработка
Строевая подготовка.
12
4
8
Тестирование,
Практическая
отработка,
сдача нормативов
История армейского
12
8
4
Мероприятия,
вооружения
викторина,
Огневая подготовка
12
8
4
Тестирование,
Практическая

1.3

1.4

2.1

2.2

2.3
2.4

16

Тестирование,
Практическая
отработка
Теоретический диалог,
самостоятельная работа

отработка,
сдача нормативов
Теоретический диалог,
самостоятельная работа
Практическая
отработка

2.5

Основные приемы
12
4
8
обращения с оружием.
Автомат Калашникова
АК-47.
Блок 3. «Тактическая подготовка».

3.1

Понятия «бой» и его 16
основные
характеристики.

4

12

Теоретический диалог,
самостоятельная
работа,
Практическая
отработка.

3.2

Приемы наблюдения за
противником и
местностью.

16

4

12

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

3.3

Изучение местности в
назначенном секторе и
зонах для наблюдения.

16

8

8

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

3.4

Минные заграждения.

16

8

8

4.1

Надписи на картах

12

8

4

4.2

Картографические
12
8
4
знаки. Изображение
рельефа.
Изготовление карт и
12
8
4
Теоретический диалог,
атласов.
Практическая работа,
Использование карт.
14
4
4
Теоретический диалог,
Итоговая форма
Практическая работа,
контроля.
Сдача нормативов
Блок 5. «Первая медицинская помощь и ОБЖ».

3.5

3.6

4.3
4.4

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов
Оборона в населенном
16
8
8
Теоретический диалог,
пункте.
Самостоятельная
работа
Оборона в лесу.
12
8
4
Теоретический диалог,
Практическая
отработка,
Самостоятельная
работа
Блок 4. «Картография с основами топографии»

17

Теоретический диалог,
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Теоретический диалог,
Тестирование

Правила оказания
медицинской помощи
при ранениях, травмах,
отравлении поражении
током, при остановке
сердца.
Психологическая
подготовка к службе в
Вооруженных силах.

8

4

4

Теоретический диалог,
самостоятельная
работа,
Практическая
отработка.

4

4

0

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

5.3

Выживание в условиях
вынужденной
автономии в
природных условиях

4

4

0

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

5.4

Заключительное
занятие. Подведение
общих итогов курса.
Итого

4

0

4

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

288

160

128

5.1

5.2

Содержание 3 года обучения
Блок №1: «Боевая и Духовная Слава России», краеведение.
1.1. Вводное занятие.
Теория. Сообщение о содержании курса. Вводная ТБ. Входная диагностика.
1.2 Историко-нравственная подготовка.
Теория: Повторение тем «История духовенства на Руси. Роль православной церкви в годы
вооруженных конфликтов и войн», «История создания Вооруженных Сил России в ХХ
веке. Структура и содержание общевоинских уставов. История создания уставов в России»
Просмотр и обсуждение фильма «Группа «Альфа». Люди специального назначения».
1.3. История вооруженных сил Российской Федерации.
Теория: Повторение тем «История и традиции Вооруженных Сил Российской Федерации,
символы воинской чести; воинские награды, истории создания Вооруженных Сил
Российской Федерации», «Руководство и управление Вооруженными Силами (ВС).
Реформа Вооруженных Сил, ее этапы и их основное содержание. «Функции и основные
задачи современных ВС, их роль и место в системе обеспечения национальной
безопасности страны»
Практика: Экскурсии в музеи.
1.4. Уставы Вооруженных сил
Теория: повторение основ подготовки к воинской службе, символов воинской чести, устава
внутренней службы, уставов Вооруженных сил разных стран, основных понятий
российского права; Вооруженных Сил Российской Федерации, состава и боевых традиций
Российской Армии; назначения и боевых возможностей видов и родов войск Вооруженных
Сил; особенностей формирования и сплочения воинских коллективов; правовых основы
воинской службы, порядка прохождения воинской службы; основных требований военной
присяги, дисциплины, значения общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и
подразделений, воинских званий и знаков различия; правил воинской вежливости,
поведения и отдания воинского приветствия, обязанностей перед построением и в строю.
Практика: несение караульной службы, основные звания в Вооруженных силах, воинские
обязанности.
1.5. Боевые традиции Вооруженных Сил России
18

Теория: Повторение тем «Патриотизм — духовно-нравственная основа личности
военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность
своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов
— основное содержание патриотизма», «Воинский долг — обязанность Отечеству по его
вооруженной защите», «Основные составляющие личности военнослужащего —
защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг»
Практика: Просмотр и обсуждение фильма «В августе 44-го».
1.6. Час исторической памяти «Дни воинской Славы»
Теория: Повторение тем «Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших
решающую роль в истории государства», «Основные формы увековечения памяти
российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы
России», «История Сталинградской битвы, героических поступков участников сражения»
Практика: Просмотр фильма «Батальоны просят огня» Изготовление открыток ко Дню
Защитников Отечества.
Блок №2: «Огневая и строевая подготовка».
2.1. Воинское приветствие
Теория: повторение выполнения воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Повторение основных положений Строевого устава ВС РФ.
Практика: Отработка правильного и быстрого выполнения основных строевых элементов.
2.2. Строевая подготовка.
Теория: повторение понятия строя и их элементов, строевых приемов: перестроение взвода
из одношереножного в двухшереножного и наоборот. Повторение порядка перестроения
взвода в походном строю. Повторение порядка пермены направления движения взвода в
походном строю
Практика: отработка выполнения основных приемов и движений, участие в районном
смотре строя.
2.3. История армейского вооружения
Теория: повторение истории развития оружия, знаменитых конструкторов-оружейников;
Практика: Посещение музея.
2.4. Огневая подготовка
Теория: Повторение общих сведений внешней и внутренней баллистики. Формирование
необходимых морально-психологических качеств для решения боевых задач.
Практика: Отработка основных приемов обращения с оружием. Меткость стрельбы и выбор
цели. Выбор прицела и точки прицеливания. Корректирование стрельбы.
2.5. Основные приемы обращения с оружием. Автомат Калашникова АК-47.
Теория: Повторение биографии М.Т. Калашникова. Автомат Калашникова АК-47:
назначение и боевые свойства АК. Общее устройство, принцип работы автоматики. Меры
безопасности на занятиях с оружием, приемы и правила стрельбы, разновидности
стрелкового
оружия.
Практика: отработка стрельбы в тире, неполной сборки и разборки автомата, снаряжения
магазина АК-74 патронами и заряжения автомата.
Блок №3: «Тактическая подготовка».
3.1. Понятия «бой» и его основные характеристики.
Теория: повторение основной тактической формы – бой, характеристика содержания боя,
условия, обеспечивающие выполнение боевой задачи.
Практика: отработка ведения огня по условному противнику, маневров, элементов боя.
3.2. Приемы наблюдения за противником и местностью.
Теория: Повторение приемов наблюдения за противником и местностью. Демаскирующие
признаки различных целей, их обнаружение. Сочетание наблюдения невооруженным
глазом и с использованием приборов наблюдения. Наблюдение в ночных условиях, порядок
освещения местности, подслушивание. Соблюдение светомаскировки. Целеуказание от
ориентиров и местных предметов.
19

Практика: Отработка сдачи доклад о результатах наблюдения.
3.3. Изучение местности в назначенном секторе и зонах для наблюдения.
Теория: Изучение местности в назначенном секторе и зонах для наблюдения.
Определение расстояний до ориентиров, местных предметов и целей по отрезкам
местности, по степени видимости.
Практика: Отработка составление схемы местности.
3.4. Минные заграждения.
Теория: Повторение правил и требований к минным заграждениям в условиях обороны
подразделения на занимаемом рубеже.
Практика: Отработка установки Минных заграждений.
3.5. Оборона в населенном пункте.
Теория: Повторение принципов боя и обороны в населенных пунктах.
Практика: Отработка навыков ведения боя и обороны в населенных пунктах.
3.6. Оборона в лесу.
Теория: Повторение принципов боя и обороны в лесном массиве.
Практика: Отработка навыков ведения боя и обороны в лесном массиве.
Блок №4: «Картография с основами топографии»
4.1. Надписи на картах.
Теория: Повторение видов надписи, картографических шрифтов, понятия о
картографической топонимики.
Практика: Применение знаний условных знаков, их видов и функций.
4.2. Картографические знаки. Изображение рельефа.
Теория: Повторение картографических знаков, их применения и дифференциации.
Практика: Отработка изображения рельефа, перспективной горизонтальной, значков,
высоких отметок.
4.3. Изготовление карт и атласов.
Теория: Повторение принципов построения математической основной, разработка
содержания. Понятия об издании карт и атласов.
Практика: Разработка и изготовления карты.
4.4. Использование карт. Итоговая форма контроля.
Теория: Повторение основных направлений использования карт. Совместное
использование и переработка карт.
Практика: Итоговое тестирование.
Блок №5 «Первая медицинская помощь и ОБЖ».
5.1. Правила оказания медицинской помощи при ранениях, травмах, отравлении,
поражении током, при остановке сердца.
Теория: повторение понятий «травма», «жгут», «шина», правил оказание первой
медицинской помощи при различного рода травм.
Практика: отработка проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца,
изготовление транспортировочных средств.
5.2. Психологическая подготовка к службе в Вооруженных силах.
Теория: повторение понятий «психотренинг», понятия «коллектив», «самооценка», правил
адаптации в новом коллективе.
Практика: умение общаться, умение расположить к себе человека, умение избегать
конфликтов.
5.3. Выживание в условиях вынужденной автономии в природных условиях
Теория: повторение понятий «автономия», «тактика выживания», факторов выживания.
Практика: умение не заблудиться в лесу, тактика выживания в лесу, питание и добыча воды
при автономном изолированном существовании.
5.4. Заключительное занятие. Подведение общих итогов курса.

20

Учебно-тематический план 4 года обучения (базовый уровень)
Цель:
Создать условия для патриотического воспитания и формирования активной гражданской
позиции в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития,
подготовка к защите Отечества.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование умения к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели
и выбору путей ее достижения, умения осуществлять целенаправленный поиск
информации.
- Развитие навыков в строевой, тактической и физической подготовке, повысить
мотивацию к обучению путем практического применения знаний, полученных в
различных образовательных областях.
- Обучать решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при решении
практических задач.
Развивающие:
- Развитие интереса к служению российскому государству, к социально значимой
деятельности.
-Развивать коммуникативные способности, умение работать в группе, умение
аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку
зрения;
Воспитательные:
- Воспитание способностей к самоорганизации с целью решения поставленных задач;
- Воспитание инициативности и самостоятельности.
№
п/п

Название раздела,
Количество часов
Формы
темы
Всего
Теория Практика аттестации/контроля
Блок 1. «Боевая Слава России» и Краеведение.

1.1

Вводное занятие.

12

8

4

Теоретический диалог

1.2

Историко-нравственная
подготовка.
История вооруженных
сил Российской
Федерации.
Уставы Вооруженных
сил

12

8

4

12

8

4

Теоретический диалог,
конкурс рисунков
Мероприятия,
викторина

16

12

4

1.5

Боевые традиции
Вооруженных Сил
России

12

8

4

1.6

Час исторической
12
8
4
Теоретический диалог,
памяти «Дни воинской
самостоятельная
Славы»
работа, мероприятие
Блок 2. «Огневая и строевая подготовка»
Воинское приветствие
8
4
4
Теоретический диалог,
Практическая
отработка

1.3

1.4

2.1

21

Тестирование,
Практическая
отработка
Теоретический диалог,
самостоятельная работа

2.2

Строевая подготовка.

12

4

8

2.3

История армейского
вооружения
Огневая подготовка

12

8

4

12

8

4

2.4

Тестирование,
Практическая
отработка,
сдача нормативов
Мероприятия,
викторина,
Тестирование,
Практическая
отработка,
сдача нормативов
Теоретический диалог,
самостоятельная работа
Практическая
отработка

2.5

Основные приемы
12
4
8
обращения с оружием.
Автомат Калашникова
АК-47.
Блок 3. «Тактическая подготовка».

3.1

Понятия «бой» и его 16
основные
характеристики.

4

12

Теоретический диалог,
самостоятельная
работа,
Практическая
отработка.

3.2

Приемы наблюдения за
противником и
местностью.

16

4

12

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

3.3

Изучение местности в
назначенном секторе и
зонах для наблюдения.

16

8

8

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

3.4

Минные заграждения.

16

8

8

4.1

Надписи на картах

12

8

4

4.2

Картографические
знаки. Изображение
рельефа.
Изготовление карт и
атласов.

12

8

4

12

8

4

3.5

3.6

4.3

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов
Оборона в населенном
16
8
8
Теоретический диалог,
пункте.
Самостоятельная
работа
Оборона в лесу.
12
8
4
Теоретический диалог,
Практическая
отработка,
Самостоятельная
работа
Блок 4. «Картография с основами топографии»

22

Теоретический диалог,
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Теоретический диалог,
Тестирование
Теоретический диалог,
Практическая работа,

4.4

Использование карт.
14
4
4
Теоретический диалог,
Итоговая форма
Практическая работа,
контроля.
Сдача нормативов
Блок 5. «Первая медицинская помощь и ОБЖ».

5.1

Правила оказания
медицинской помощи
при ранениях, травмах,
отравлении поражении
током, при остановке
сердца.
Психологическая
подготовка к службе в
Вооруженных силах.

8

4

4

Теоретический диалог,
самостоятельная
работа,
Практическая
отработка.

4

4

0

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

5.3

Выживание в условиях
вынужденной
автономии в
природных условиях

4

4

0

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

5.4

Заключительное
занятие. Подведение
общих итогов курса.
Итого

4

0

4

Теоретический диалог,
Практическая работа,
Сдача нормативов

288

160

128

5.2

Содержание 4 года обучения
Блок №1: «Боевая и Духовная Слава России», краеведение.
1.1. Вводное занятие.
Теория. Сообщение о содержании курса. Вводная ТБ. Входная диагностика.
1.2 Историко-нравственная подготовка.
Теория: Повторение тем «История духовенства на Руси. Роль православной церкви в годы
вооруженных конфликтов и войн», «История создания Вооруженных Сил России в ХХ
веке. Структура и содержание общевоинских уставов. История создания уставов в России»
Просмотр и обсуждение фильма «Группа «Альфа». Люди специального назначения».
1.3. История вооруженных сил Российской Федерации.
Теория: Повторение тем «История и традиции Вооруженных Сил Российской Федерации,
символы воинской чести; воинские награды, истории создания Вооруженных Сил
Российской Федерации», «Руководство и управление Вооруженными Силами (ВС).
Реформа Вооруженных Сил, ее этапы и их основное содержание. «Функции и основные
задачи современных ВС, их роль и место в системе обеспечения национальной
безопасности страны»
Практика: Экскурсии в музеи.
1.4. Уставы Вооруженных сил
Теория: повторение основ подготовки к воинской службе, символов воинской чести, устава
внутренней службы, уставов Вооруженных сил разных стран, основных понятий
российского права; Вооруженных Сил Российской Федерации, состава и боевых традиций
Российской Армии; назначения и боевых возможностей видов и родов войск Вооруженных
Сил; особенностей формирования и сплочения воинских коллективов; правовых основы
воинской службы, порядка прохождения воинской службы; основных требований военной
присяги, дисциплины, значения общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и
подразделений, воинских званий и знаков различия; правил воинской вежливости,
23

поведения и отдания воинского приветствия, обязанностей перед построением и в строю.
Практика: несение караульной службы, основные звания в Вооруженных силах, воинские
обязанности.
1.5. Боевые традиции Вооруженных Сил России
Теория: Повторение тем «Патриотизм — духовно-нравственная основа личности
военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность
своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов
— основное содержание патриотизма», «Воинский долг — обязанность Отечеству по его
вооруженной защите», «Основные составляющие личности военнослужащего —
защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг»
Практика: Просмотр и обсуждение фильма «В августе 44-го».
1.6. Час исторической памяти «Дни воинской Славы»
Теория: Повторение тем «Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших
решающую роль в истории государства», «Основные формы увековечения памяти
российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы
России», «История Сталинградской битвы, героических поступков участников сражения»
Практика: Просмотр фильма «Батальоны просят огня» Изготовление открыток ко Дню
Защитников Отечества.
Блок №2: «Огневая и строевая подготовка».
2.1. Воинское приветствие
Теория: повторение выполнения воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Повторение основных положений Строевого устава ВС РФ.
Практика: Отработка правильного и быстрого выполнения основных строевых элементов.
2.2. Строевая подготовка.
Теория: повторение понятия строя и их элементов, строевых приемов: перестроение взвода
из одношереножного в двухшереножного и наоборот. Повторение порядка перестроения
взвода в походном строю. Повторение порядка пермены направления движения взвода в
походном строю
Практика: отработка выполнения основных приемов и движений, участие в районном
смотре строя.
2.3. История армейского вооружения
Теория: повторение истории развития оружия, знаменитых конструкторов-оружейников;
Практика: Посещение музея.
2.4. Огневая подготовка
Теория: Повторение общих сведений внешней и внутренней баллистики. Формирование
необходимых морально-психологических качеств для решения боевых задач.
Практика: Отработка основных приемов обращения с оружием. Меткость стрельбы и выбор
цели. Выбор прицела и точки прицеливания. Корректирование стрельбы.
2.5. Основные приемы обращения с оружием. Автомат Калашникова АК-47.
Теория: Повторение биографии М.Т. Калашникова. Автомат Калашникова АК-47:
назначение и боевые свойства АК. Общее устройство, принцип работы автоматики. Меры
безопасности на занятиях с оружием, приемы и правила стрельбы, разновидности
стрелкового
оружия.
Практика: отработка стрельбы в тире, неполной сборки и разборки автомата, снаряжения
магазина АК-74 патронами и заряжения автомата.
Блок №3: «Тактическая подготовка».
3.1. Понятия «бой» и его основные характеристики.
Теория: повторение основной тактической формы – бой, характеристика содержания боя,
условия, обеспечивающие выполнение боевой задачи.
Практика: отработка ведения огня по условному противнику, маневров, элементов боя.
3.2. Приемы наблюдения за противником и местностью.
24

Теория: Повторение приемов наблюдения за противником и местностью. Демаскирующие
признаки различных целей, их обнаружение. Сочетание наблюдения невооруженным
глазом и с использованием приборов наблюдения. Наблюдение в ночных условиях, порядок
освещения местности, подслушивание. Соблюдение светомаскировки. Целеуказание от
ориентиров и местных предметов.
Практика: Отработка сдачи доклад о результатах наблюдения.
3.3. Изучение местности в назначенном секторе и зонах для наблюдения.
Теория: Изучение местности в назначенном секторе и зонах для наблюдения.
Определение расстояний до ориентиров, местных предметов и целей по отрезкам
местности, по степени видимости.
Практика: Отработка составление схемы местности.
3.4. Минные заграждения.
Теория: Повторение правил и требований к минным заграждениям в условиях обороны
подразделения на занимаемом рубеже.
Практика: Отработка установки Минных заграждений.
3.5. Оборона в населенном пункте.
Теория: Повторение принципов боя и обороны в населенных пунктах.
Практика: Отработка навыков ведения боя и обороны в населенных пунктах.
3.6. Оборона в лесу.
Теория: Повторение принципов боя и обороны в лесном массиве.
Практика: Отработка навыков ведения боя и обороны в лесном массиве.
Блок №4: «Картография с основами топографии»
4.1. Надписи на картах.
Теория: Повторение видов надписи, картографических шрифтов, понятия о
картографической топонимики.
Практика: Применение знаний условных знаков, их видов и функций.
4.2. Картографические знаки. Изображение рельефа.
Теория: Повторение картографических знаков, их применения и дифференциации.
Практика: Отработка изображения рельефа, перспективной горизонтальной, значков,
высоких отметок.
4.3. Изготовление карт и атласов.
Теория: Повторение принципов построения математической основной, разработка
содержания. Понятия об издании карт и атласов.
Практика: Разработка и изготовления карты.
4.4. Использование карт. Итоговая форма контроля.
Теория: Повторение основных направлений использования карт. Совместное
использование и переработка карт.
Практика: Итоговое тестирование.
Блок №5 «Первая медицинская помощь и ОБЖ».
5.1. Правила оказания медицинской помощи при ранениях, травмах, отравлении,
поражении током, при остановке сердца.
Теория: повторение понятий «травма», «жгут», «шина», правил оказание первой
медицинской помощи при различного рода травм.
Практика: отработка проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца,
изготовление транспортировочных средств.
5.2. Психологическая подготовка к службе в Вооруженных силах.
Теория: повторение понятий «психотренинг», понятия «коллектив», «самооценка», правил
адаптации в новом коллективе.
Практика: умение общаться, умение расположить к себе человека, умение избегать
конфликтов.
5.3. Выживание в условиях вынужденной автономии в природных условиях
25

Теория: повторение понятий «автономия», «тактика выживания», факторов выживания.
Практика: умение не заблудиться в лесу, тактика выживания в лесу, питание и добыча воды
при автономном изолированном существовании.
5.4. Заключительное занятие. Подведение общих итогов курса.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- формировать умения ставить цель, планировать достижение цели;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать оценку педагога;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на
основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осваивать способы решения проблем и жизненных ситуаций.
Познавательные универсальные учебные действия:
-использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных, познавательных и творческих задач;
-ориентироваться на разнообразие способов решения поставленных задач;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-аргументировать свою точку зрения;
-признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
-планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками — определять цели,
функций участников, способов взаимодействия;
-осуществлять постановку вопросов;
-разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные результаты:
− критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
− осмысление мотивов своих действий при выполнении поставленных задач;
− развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
− развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
− развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
− начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с военным делом.
Предметные результаты:
Требования к знаниям и умениям обучающихся по окончании курса: по окончании курса
обучающиеся должны:
26

знать:
• составляющие АК- 74;
• понятия «бой», «тактика», «Минное поле» и тд.;
• видовое разнообразие средств защиты от чрезвычайных ситуаций.
• основные определения теоретической части программы.
• исторические вехи развития вооруженных сил России
• лекарственные и другие приемы оказания первой помощи пострадавшим.
уметь:
• правильно осуществлять необходимые действия в случае чрезвычайных ситуаций.
• выполнять Уставные команды.
• производить работы по обеспечению безопасности на местности.
• производить необходимые действия по оказанию первой медицинской помощи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• поиска, преобразования, хранения и применения информации для решения различных
задач;
• соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами
информационных и коммуникационных технологий.

27

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет: количество учебных недель,
продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов, сроки
контрольных процедур.
Календарный учебный график составляется на каждый учебный год и является
приложением к настоящее программе.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы в школе имеется и может быть использовано:
1.
Спортивный зал площадью 143 м2
2.
Оборудованный школьный стадион
3.
Учебный класс
4.
Экран и проектор
5.
Пневматические винтовки
6.
Макет автомата
7.
Форма
8.
Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения.
Кроме этого имеется дидактико-методическое оснащение:
- Плакат со знаками отличия, наградными орденами и медалями солдат Великой
Отечественной войны.
- Плакаты с государственной символикой.
- Плакаты со сборкой и разборкой оружия.
- Демонстрационный материал по темам программы, подготовленный учащимися.
- Видео материалы по темам программы.
Кадровое обеспечение
Должность
Должностные
обязанности

Педагог
дополнитель
ного
образования

осуществляет
обучение и
воспитание
обучающихся,
способствует
формированию
общей культуры
личности,
социализации,
осознанного
выбора и освоения
образовательных
программ

Колво
работ
ников
в ОУ

Уровень квалификации работников ОУ
Требования к уровню
квалификации

Соответств
ует/Не
соответств
ует
высшее
профессиональное Соответств
образование или среднее ует
профессиональное
образование по направлению
подготовки «Образование и
педагогика» или в области,
соответствующей
преподаваемому предмету, без
предъявления требований к
стажу работы либо высшее
профессиональное
образование или среднее
профессиональное
образование и дополнительное
профессиональное
образование по направлению

1

28

деятельности
в
образовательном учреждении
без предъявления требований
к стажу работы
Методическое обеспечение
Эффективность обучения зависит и от организации деятельности, проводимой с
применением следующих методов:
Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами
(объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими
картами и др.);
• Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
• Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
• Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
• Поисковый – самостоятельное решение проблем;
• Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим
педагогом, соучастие ребёнка при решении.
• Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых
ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения
самостоятельной деятельности детей.
Как правило, занятия по военной патриотке завершается игровой и соревновательной
деятельностью. Дети используют полученные знания в сюжетно-ролевых играх, в
соревнованиях и конкурсах.
Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и
практических действий дети развивают свои навыки, логическое мышление, у них
формируется умение пользоваться картами, инструкциями, чертежами.
В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:
1.Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия.
2.Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в
активную деятельность.
3.Сюжетно-ролевая игра. Дети используют полученные ими знания и умения в ролевых
играх, а также соревнованиях.
4.Дидактическая игра.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе
используются современные педагогические технологии, дающие возможность повышать
качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю
репродуктивной деятельности.
- Проблемное обучение;
- Разноуровневое обучение;
- Исследовательские методы в обучении;
- Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других
видов обучающих игр;
- Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- Информационно коммуникационные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии
Обучающимся предлагается:
• Выдвигать идеи в технологии «мозгового штурма» и обсуждать их;
• Планировать, тестировать и оценивать работу;
• Обсуждать возможности и способности обучающихся по улучшению результатов
проделанной работы.
В основу данной программы положены следующие принципы обучения:
29

принцип деятельности (обучающийся должен уметь самостоятельно ставить цели и
организовывать свою деятельность для их достижения).
•
принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями и этапами
обучения);
•
принцип целостности (формирование у обучающихся обобщенного системного
представления о мире (природе, обществе, самом себе));
•
принцип психологической комфортности (создание на занятиях доброжелательной
атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие
диалоговых форм общения)
•
принцип минимакса (возможность освоения содержания образования на
максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и
усвоение на уровне социально безопасного минимума);
•
принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой
деятельности).
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в русле личностноориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов, позволяет
создать условия для самоопределения личности и становления и гражданской
ответственности.
•

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации
о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие
виды и формы контроля:
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации
о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие
виды и формы контроля:
Вводный мониторинг дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его
проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для
выявления начальных знаний, навыков и умений.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и
выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении используются такие
формы, как теоретический диалог, практическая и самостоятельная работа.
Промежуточная аттестация осуществляется по мере прохождения темы, раздела и
подготавливает обучающихся к контрольным занятиям (соревнованиям, конкурсам). Здесь
используются следующие формы – сдача нормативов и зачетов.
Итоговый мониторинг проводится в конце учебного года по сумме показателей за время
обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы,
включающей в себя: строевую подготовку, сборку – разборку АК-74, тактическую
подготовку. К формам данного контроля относят: соревнования, открытое занятие для
родителей, самоанализ.
Программой предусмотрен также мониторинг освоения результатов работы по таким
показателям как развитие личных качеств обучающихся.
Формами и методами отслеживания является: педагогическое наблюдение, анализ
самостоятельных и творческих работ, беседы с детьми, отзывы родителей.
Используются следующие диагностические карты успеваемости воспитанников
объединения:
Таблица 1.
ФИО
Знать /
Уметь
Владеть
Умение
Личностные
понимать
использовать
опытом
найти
качества
сильные и
30

слабые
стороны
Результаты деятельности каждого обучающегося по каждому из показателей суммируются
для определения итогового балла. Показатель усвоения (продуктивности обучения)
вычисляется по формуле:
К усв = Ф/П *100% ,
Кусв- коэффициент усвоения
Ф – фактический объем знаний (набранная сумма баллов)
П – полный объем знаний (максимальная сумма баллов).
Коэффициент сформированности:
80-100 - «отлично»
50-79 - «хорошо»
30-49 - «удовлетворительно»
Менее 29 - «неудовлетворительно»
Таблица 2. Участие в соревнованиях.
ФИО
Конкурсы
Муниципальные
Областные
Конкурсы
«внутри»
конкурсы
конкурсы
дистанционные
объединения
(интернетконкурсы)

31

3. Список литературы
Для педагога
1. Баленко С.В. Учебник выживания спецназа ГРУ. Опыт элитных подразделений. Учебное
пособие. – М.: Яуза, 2021. – 768 с.
2. Баранов А.Р. Военная топография в служебно-боевой деятельности оперативных
подразделений. Учебник для курсантов и слушателей военных учебных заведений. – М.:
Академический проект, 2020. – 159 с.
3. Гайворонский А.И. Основы медицинских знаний. Учебное пособие. – СПб.: СпецЛит,
2021. – 434 с.
4. Михайлов А.А. Основы начальной военной подготовки. Учебное пособие. В 2-х частях.
Часть 1 – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2015. – 130 с.
5. Михайлов А.А. Основы начальной военной подготовки. Учебное пособие. В 2-х частях.
Часть 2 – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2015. – 152 с.
6. Пчелов Е.В. Российская государственная символика. Учебное пособие. М.: Русское
слово, 2022. – 168 с.
Для учащихся:
1. Гайворонский А.И. Основы медицинских знаний. Учебное пособие. – СПб.: СпецЛит,
2021. – 434 с.
2. Лебедев П.П. Картография. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2017. – 153
с.
3. Пчелов Е.В. Российская государственная символика. Учебное пособие. М.: Русское
слово, 2022. – 168 с.
4. Шульдешов Л.С. Вооруженные силы Российской Федерации и зарубежных государств.
Учебник. М.: Кнорус, 2022. – 162 с.

32


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».